Сегодня предлагаю ознакомиться со статьей Эдуарда Самсонова вышедшей в 1945 году, в "Хрониках советского изобразительного искусства".
Дополняю заметку своей подборкой иллюстраций из книги 1975 года Н. Воронова "Фрих-Хар".
"Мастера декоративного искусства".
"Мастер майолики Фрих-Хар".
Эдуард Самсонов.
«Тот, кто любит стиль, а не стилизацию, — тот любит Фрих-Хара».
"Такими словами закончил критик Абрам Эфрос свой доклад о творчестве одного из наиболее своеобразных наших скульпторов. Работы скульптора были выставлены в зале Московского союза советских художников, где и состоялся всчер, посвященный творчеству Исидора Фрих-Хара.
Центральное место на выставке занимали произведения из майолики, главным образом мелкая пластика на мотивы восточного быта: всадники, танцоры, уличные торговцы.
Вот забавный шашлычник в белоснежной одежде, с лицом, обожженным ярким солнцем. Он бойко торгует восточными кушаньями. Экспрессия национального танца передано в статуэтке, изображающей пляшущего молодого грузина. «Пальма» привлекает глаз цветовой игрой, построенной на различных градациях зеленого и коричневого цвета.
Многие из последних работ художника посвящены военным темам: это казаки, несущиеся в атаку, узбек, уходящий на фронт, раненый воин и др.
А вот деталь сапфирно-белого фонтана Фрих-Хара—мечтательный мальчик с голубями. Фонтан установлен в розариуме Парка культуры и отдыха нм. Горького в Москве. В голубиной стайке, отдыхающей на краях бассейна, и у ног мальчика нет ни одной птицы, повторяющейся по форме.
Фрих-Хар любит изображать сцены пиров и народных празднеств на Востоке.
Над одним из входов в Государственную Третьяковскую галлерею, например, помещен его большой майоликовый рельеф «Жить стало лучше, жить стало веселей». За накрытым белоснежной скатертью столом, щедро заставленным чудесными плодами южных садов, с чарками, наполненными до краев, пируют азербайджанцы. Сочные плоды отягощают ветви большого дерева, изображенного на этом рельефе. Синий, зеленый, белый, оранжевый цвет и золото придают рельефу праздничную нарядность. Горячее чувство непосредственного видения сочетается здесь с фантазией и как бы легкой улыбкой художника.
Помним и огромную декоративную вазу работы Фрих-Хара «Изобилие», бывшую на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Она производила впечатление праздничного богатства форм, цветистости и вместе с тем архитектонической гармонии.
Сравнительно недавно нас поразил смелый проект грандиозного паркового сооружения—«Фонтан мира», который был показан Фрих-Харом на выставке «Фронт и тыл» в 1943 г.
Искусство Фрих-Хара мажорное, жизнеутверждающее. Это — радостный талант, и за что бы Фрих-Хар ни взялся, всюду он говорит о том, как хорошо жить, как хорошо творить.
Исидор Фрих-Хар провел молодость в Средней Азин. Он не получил специального образования. Свой путь художника он нашел самостоятельно. Он смотрел вокруг, видел, любил искусство и жизнь.
Первые профессиональные вещи скульптора датируются 1925—1926 гг. («Полуфигура Пугачева», «Похороны товарища», «Узбечка). Выполнены они были в дереве. С этих лет он и вошел в семью художников.
Когда Фрих-Хара спрашивают, где он учился, он, смеясь, рассказывает:
«Учителя у меня не было. Делал, делал—и все тут. А, впрочем...—вот мой учитель. Раз заказал я себе костюм. Был я парнем горячим (горячим он остался и сейчас). Я пришел к портному и сказал: «Давай скорее, мне нужен хороший костюм—меня девушка ждет, понимаешь, — встреча!» А портной говорит: «Деньги не возьму, а костюм дам тогда, когда мне ваш костюм понравится».
Вот этот портной и был моим учителем. Он научил меня чувствовать высокую ответственность к своей работе».
Фрих-Хар беспощадно требователен к себе. Свойственная ему почти детская непосредственность творчества может создать, обратное впечатление, но оно будет обманчивым. Это впечатление—задача, сознательно поставленная художником, и решая ее, он меняет, ищет, добивается.
Все, что выходит из мастерской ФрихХаре после длительной работы, не похоже на общепринятые скульптурные формы.
Произведениям его присущи черты примитивизма. Не смущаясь, он, например, пользуется обратной перспективой, с наивной непосредственностью нарушая анатомию в трактовке человеческих фигур.
В его искусстве много черт, роднящих его с искусством грузинского художника прошлого века Нико Пиросманишвили.
Искусство Фрих-Хара вызывает в памяти вятскую глиняную раскрашенную игрушку и восточную майолику.
Однако, было бы ошибочно связывать Фрих-Хара с общеевропейским течением «примитивизма», представленным в России именами Ларионова и Гончаровой. В основе этого течения лежала пресышенность цизилязацией цивилизованных людей,—в основе творчества Фрих-Хара лежит непосредственное и искреннее художествонное чувство, так же как оно лежит в основе творчества мастеров народного искусства. Фрих-Хар, и в этом состоит секрет обаяния его произведений, действительно обладает той самой цельной психикой, о которой только тосковали и в которой видели источник обновления искусства художники-примитивисты. И вместе с тем ФрихХара нельзя вполне отождествить с мастерами народного творчества в отличие от последних, для которых искусство является лишь продолженыем быта, для Фрих-Хара оноособый рол духовной человеческой деятельности. назначением которой является отражение жизни. Таким образом, творчество Фрих-Хара является вполне артистичным по своим задачам, в то же время сохраняя в себе черты непосредственно народного жизнеощущение.
Именно это сочетание артистизма и народности делает столь своеобразной фигуру Фрих-Хара среди других скульпторов. Несмотря на то, что Фрих-Хар является единственным представителем своего «направления» в скульптуре, он, тем не менее, в своем творчестве отражает один из процессов, характерных для советского искусства в целом. Аналогичные явления мы можем встретить в других областях искусства: в театре, поэзии, литературе, и суть их заключается в перерастании непосредственно народного творчества в артистическое.
Из народного творчества вырос один из величайших советских поэтов. Джамбул Джабась на основе чисто народных традиций сложился профессиональный театр многих национальыях республик Советского Союза. Это создало совершенно особые формы художественного реалистического творчества, ставшие возможными потому, что народное творчество, во многих странах сохранённое лишь в музеях. В Советской стране существует и а наши дни. Только благодаря этому могло родиться яркое, радостное, мудрое в своей наивности творчество Фрих-Хара-—одного из интереснейших советских скульпторов."
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор .