Найти тему
Стань студентом!

КАК ВЫСТАВЛЯЮТ ЧЕТВЕРТНЫЕ И ГОДОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Автор идеи - Роман Дикий, эксперт проекта "Стань студентом!"
Автор идеи - Роман Дикий, эксперт проекта "Стань студентом!"

Каждому школьнику всегда интересно узнать, что же выйдет по каждому предмету в четверти и году. Информация о том, как выставляются четвертные и годовые оценки в той или иной школе, содержится в отдельном документе - положении об оценивании (название в разных школах может отличаться). Этот документ обязательно размещается на официальном сайте школы.
В разных школах процесс выставления итоговых оценок может отличаться, но обычно все сводится к двум основным методам оценки:
– средняя арифметическая оценка;
– средневзвешенная оценка

СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА. Такая оценка основана на простом сложении всех оценок, полученных в течение четверти, с последующим делением полученной суммы на количество оценок. Например, есть одинаковое количество оценок 4 и 5 , считаем:
5 + 5 + 4 + 4 + 5 + 5 + 4 + 5 + 4 + 4 + 4 = 54,
делим на 12 = 4,5
при округлении получается оценка 5!
Однако, в некоторых школах в положении об оценивании могут указывать, в каких случаях какая оценка выставляется. Например, в одной школе могут, так же как в нашем примере, просто округлить математически 4,5 в большую сторону до 5, в другой школе могут округлить с 4,5 до 5 с формулировкой «в пользу ученика», а в третьей школе 4,5 могут округлить в сторону оценки 4 (допустим в положении могут указать, что оценка 5 в четверти может быть выставлена при средней оценке 4,6 или 4,65, если меньше указанного, например 4,55, то это будет уже оценка 4. Конечно, это уже печально((.
То же самое может относиться к выставлению годовых оценок на основе четвертных. Могут использовать простое математическое округление, могут принять округление в пользу ученика, могут использовать еще какие-нибудь алгоритмы. Например, при оценках в четвертях
5,5,4,4 могут выставить в году оценку 4, т.к. в 3-й и 4-й четвертях оценка 4, т.е. результат ухудшился.

СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ ОЦЕНКА. Такая оценка основана не на простом определении среднего арифметического с последующим округлением результата в ту или иную сторону, а на том, что оценки за разные виды работ имеют разный вес.
Давайте рассмотрим выставление оценок по такому методу на следующем примере. У ученика есть оценки по какому-нибудь предмету за домашнюю работу, классную работу, самостоятельную работу по карточкам, проверочные или контрольные работы. Оценки за эти виды работ имеют свой вес, например:
- самый малый вес будут иметь оценки за домашнюю работу (это вполне логично, ведь домашнюю работу можно сделать с помощью старшего брата/сестры/родителей; воспользоваться интернетом, где можно найти сайты с ГДЗ – готовым домашним заданием; списать у одноклассника),
- чуть больший вес будут иметь оценки по самостоятельной работе по карточкам (допустим, что эта работа проходит в классе, карточки в конце урока получают несколько учеников, тут тоже есть вероятность, что будет возможность списать или поможет одноклассник),
- оценки за классную работу будут иметь еще больший вес (например, работа у доски, возможности списать нет, есть вероятность, что кто-то из класса может подсказать, но учитель может услышать подсказку и задать дополнительный вопрос)
- самый большой вес будут иметь оценки за проверочные или контрольные работу (они могут охватывать несколько разделов предмета, выполнить ее сложнее, возможности списать нет, все проходит под пристальным вниманием учителя).
В таблице 1 приведен пример расчета:

Таблица 1
Таблица 1

В итоге, четвертная оценка посчитанная по способу среднего арифметического и средневзвешенного будет отличаться.
Иногда при выставлении четвертных оценок используют среднеарифметическую оценку, а годовую выставляют используя вес оценки, например, при раскладе по четвертям 5 5 4 4, могут выставить оценку 4, объяснив это тем, что 3 четверть самая продолжительная по времени и за время четверти ученик получил больше оценок, освоил больше учебного материала.
Отдельно стоит сказать о выставлении годовых оценок в 10-11 классах, которые учатся по полугодиям. Тут применяется в основном средневзвешенная оценка с преобладающим значением второго полугодия. Некоторые школы в положении об оценивании даже прописывают все возможные варианты. Например, как показано в таблице 2:

Таблица 2
Таблица 2

Также, при выставлении итоговых оценок в выпускных классах будут учитываться полученные оценки по ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс). Тут оценка выставляется как среднее арифметическое с округлением в пользу ученика, но об этом мы расскажем в отдельной статье.

Теперь можно смело посчитать свои будущие оценки или перепроверить старые!!!
Напиши в комментариях, как выставляют четвертные и годовые оценки в твоей школе?
Больше интересной информации смотри на канале «
Стань студентом!»