Найти тему

Невеста в СССР стоила 20 тысяч рублей - вспоминаем "Туркменфильм"

Здесь не выпускали чемпионов советского проката и "народных" фильмов. Но именно в туркменском кино впервые зазвучали стихи Анны Ахматовой, здесь подняли запретную тему средневековых обычаев в развитом советском обществе, и на этой киностудии свою последнюю роль сыграл Ролан Быков в фильме снятом лично для Туркменбаши.

Киностудия в Туркмении появилась на свет ещё когда город Ашхабад носил название Полторацк, и изначально называлась кинофабрикой. Произошло это в далёком 1926 году - в разгар НЭПа. Через 12 лет она была переименована в Ашхабадскую киностудию, а с 1958 года носит название "Туркменфильм". На первом этапе с выпуском художественных фильмов в Ашхабаде было, что называется, тоскливо. Режиссёр Евгений Иванов-Барков снял в 1940 году фильм "Дурсун", а следующего пришлось ждать целых восемь лет. Причём после картины "Далёкая невеста" того же Иванова-Баркова прошло ещё 6 лет, прежде чем на "Туркменфильме", наконец, развернулось полноценное кинопроизводство, и картины стали выходить регулярно. Здесь снимали не только художественные, но и мультипликационные фильмы.

Огульджан Мамикова, Курбан Аннакурбанов и Дурды Сапаров в фильме "Первый экзамен", 1958
Огульджан Мамикова, Курбан Аннакурбанов и Дурды Сапаров в фильме "Первый экзамен", 1958

По количеству так называемых хитов туркменская киностудия безоговорочно уступает всем без исключения остальным союзным кинофабрикам - их здесь просто не было. Лент тут выпускалось немного, и большинство снималось на так называемом местном материале из жизни аулов. Но и тут можно откопать нечто интересное. К примеру, в 1958 году на киностудии выпустили картину "Первый экзамен" режиссёра Хангельды Агаханова про деревенского мальчика, у которого появился талант художника. Его отправляют учиться в Ашхабад, где он сразу становится востребованным среди разного рода базарных дельцов и халтурщиков. Журнал "Искусство кино" посвятил этому фильму материал, в котором написал, что в картине остроумно и едко высмеиваются базарные живописцы, поставляющие "всякого рода лебедей и русалов".

Георгий Вицин и Алексей Смирнов в фильме "Операция «Ы» и другие приключения Шурика", 1965
Георгий Вицин и Алексей Смирнов в фильме "Операция «Ы» и другие приключения Шурика", 1965

Через несколько лет в фильме "Операция «Ы» и другие приключения Шурика" Леонид Гайдай изобразит работы таких халтурщиков. В третьей новелле Трус в исполнении Георгия Вицина будет пытаться продать герою Алексея Смирнова коврики с незамысловатыми мотивами. В реальности, бизнес этот был в советской стране вполне легальным и приносил огромные доходы торговцам и самим художникам, которые не могли претендовать на создание монументальных живописных полотен на революционную тему, оплачивавшихся особенно щедро. "Русалы" пользовались спросом на рынках и развалах множества советских городов, их и сегодня можно найти на каких-нибудь старых дачах.

Евгений Жариков и Арина Алейникова в фильме "Смерти нет, ребята!", 1970
Евгений Жариков и Арина Алейникова в фильме "Смерти нет, ребята!", 1970

Вероятно, наиболее известным режиссёром киностудии "Туркменфильм" был Булат Мансуров - выпускник режиссёрского факультета ВГИКа, ученик Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На "Туркменфильме" он работал с 1963 по 1977 год, успев выпустить среди прочего такие фильмы, как "Утоление жажды", "Рабыня" и "Смерти нет, ребята". "Рабыня" - это экранизация рассказа Андрея Платонова (редкий гость в советском кино), которая привлекла внимание киноведов и была удостоена призов на некоторых союзных кинофестивалях. Ну а "Смерти нет, ребята!" - один из самых пронзительных фильмов на тему Великой Отечественной войны. Он рассказывает о битве небольшой группы советских солдат с превосходящими силами противника практически в последние дни войны - немцы пытались прорваться за Эльбу, чтобы сдаться американцам. В эту ленту наряду с туркменскими актёрами позвали и российских, включая Евгения Жарикова. Он и сыграл лейтенанта Владимира Рубина, являвшегося прототипом Героя Советского Союза ашхабадца Владимира Рубинского - реального участника того самого сражения. Лента примечательна ещё и тем, что здесь чуть ли не впервые с экрана прозвучали стихи Анны Ахматовой, которые можно услышать в самом начале.

Овез Геленов в фильме "Умей сказать «Нет»!", 1976
Овез Геленов в фильме "Умей сказать «Нет»!", 1976

Картина "Умей сказать «Нет»!" Ходжакули Нарлиева была снята в конце 1970-х годов, когда советские люди вроде бы уже давно жили в эпохе развитого социализма. Однако здесь наглядно показано, что в современном туркменском обществе вовсю процветает средневековая традиция калыма или огромных денежных выплат за невесту. Если у Гайдая в "Кавказской пленнице" эта тема поднималась шутливо, то здесь - совершенно серьёзно. Молодой герой Тайчи (Овез Геленов) не хочет жениться, но родители находят ему подходящую девушку, за которую требуется выплатить огромный калым. Сама невеста любит другого, да и жених не горит желанием создавать с ней семью, но всё решают родители. Несчастному Тайчи приходится ради уплаты калыма трудиться на нескольких работах, а его семье - продать всё ценное что есть в доме, набрать денег у друзей и родственников. Но и это не помогает выплатить калым до конца. В конце концов несчастный муж нелюбимой жены надрывается из-за множества работ и оказывается в больнице, где узнаёт, что и его младшую сестру тоже продают за калым человеку, которого она совсем не любит. Причём озвучивается и сумма калыма - 20 тысяч рублей. Астрономические деньги для СССР того времени, где средняя зарплата составляла 120 рублей. За эти деньги можно было приобрести два автомобиля "Волга" официально или один с рук. И особенно неподъёмным подобный калым был для жителей обычного сельского аула, которые не торговали на рынке.

Бегеч Курбандурдыев и Мердан Довлетов в фильме "Тайна Зелёного острова", 1984
Бегеч Курбандурдыев и Мердан Довлетов в фильме "Тайна Зелёного острова", 1984

Забытая ныне лента Мухамеда Союнханова "Тайна Зелёного острова" - один из замечательных туркменских фильмов для детей. Он рассказывает про двух мальчиков, которые мечтают о море, но живут рядом с безбрежными Каракумами. Что же делать, если так хочется плавать? Выход есть – надо лишь построить буер или платформу с парусом, предназначенную для путешествий по льду и песку. Однако ветром их уносит далеко в пустыню, и они оказываются на территории оазиса, получившего название Зелёный остров. Как и многие другие детские приключенческие фильмы в СССР эта лента не только развлекает, но и образовывает, предоставляя юным зрителям массу ценных сведений о природе и окружающем мире. Сегодня таких фильмов, к сожалению, уже практически не снимается.

-7

На многих среднеазиатских советских киностудиях выпускали фильмы совместного производства. К примеру, на "Узбекфильме" поставили советско-индийские "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников" (потом еще два фильма), а на "Таджикфильме" целых три серии сказок Шахерезады совместно с Сирией. Не стал исключением и "Туркменфильм". Картина "Манкурт" Ходжакули Нарлиева представляет собой совместное производство Туркмении, Турции и Ливии (к слову, редчайшие кинопартнёры для советского кино). Это экранизация самого знаменитого произведения Чингиза Айтматова "И дольше века длится день", из которого слово "манкурты" в качестве обозначения людей, не помнящих своего прошлого, прочно вошло в разговорный русский язык. Фильм снимали при активном сопротивлении тогдашнего первого секретаря Туркмении Сапармурата Ниязова, который много лет не давал своего согласия. И через несколько лет, когда Ниязов получил титул "отца всех туркмен" или Туркменбаши, фильм был окончательно запрещён. Часть съёмок проходила в турецком городе Анталия, в фильме даже снялся турецкий актёр Тарык Тарджан, который настолько влюбился в сценарий, что согласился на значительное уменьшение своего гонорара.

Ролан Быков в фильме "Ночь жёлтого быка", 1997
Ролан Быков в фильме "Ночь жёлтого быка", 1997

А вот лента "Ночь жёлтого быка" (второе название – "Дети землетрясения") Мурада Алиева изначально снималась именно для Туркменбаши. Ведь она была посвящена ребенку Сердару, пережившему кошмарное Ашхабадское землетрясение 1948 года, фактически стеревшее город с лица земли и убившее две трети его жителей, включая и родных мальчика. А этим Сердаром был не кто иной, как сам Сапармурат Ниязов - фильм основывался на его (конечно, официальной и во многом мифологизированной) биографии. Снята лента была довольно качественно, денег вложили очень много, пригласили артистов из разных республик, но, увы - Ниязову и этот фильм не понравился, из-за чего его в Туркмении запретили. А для нас картина примечательна еще и тем, что здесь свою последнюю роль в жизни сыграл великий советский актер и режиссёр Ролан Быков.

-9

После этого фильма Ниязов решил, что туркмены кино снимать не умеют, и студия была практически законсервирована (вскоре он запретил и "чуждый" балет). С 1997 по 2022 в Туркмении снято всего три художественных фильма. Впрочем, официально "Туркменфильм" продолжает жить и хочется верить, что он еще даст возможность зрителям России и других государств увидеть жизнь одной из самых закрытых на сегодняшний день и загадочных стран мира.

Сарры Каррыев в фильме "Волшебная лампа Алладина", 1966
Сарры Каррыев в фильме "Волшебная лампа Алладина", 1966

P.S. Вам, наверняка, покажется, что ни одного туркменского актёра вы не знаете. А вот и нет! Наверное, каждый из нас по много раз смотрел легендарную сказку "Волшебная лампа Алладина". Роль джинна в ней исполнил туркменский актер Сарры Каррыев. Отвоевавший Гражданскую и Великую Отечественную войны, не сумевший окончить даже семилетку, этот удивительный человек с такой характерной внешностью был утверждён режиссёром Борисом Рыцаревым на роль джинна без проб.