Найти в Дзене

Поль Сезанн и его неповторимый путь художника

Важно не то, что художник делает, но то, кем он является. Пабло Пикассо о Поле Сезанне Необычный и своеобразный, настойчивый и упорный, застенчивый и гневный, зависимый от семьи и стремящийся к свободе, уверенный в своей гениальности и пребывающий в страхе, что ничего не выйдет и все пустое - все это о французском художнике, которого совершенно невозможно вписать в какие-либо рамки и границы. Его работы уникальны и удивительны. Поль Сезанн - яркий представитель постимпрессионизма, получивший признание только к окончанию своей жизни. Маленький Поль появился на свет 19 января 1839 года, на юге Франции. Его отец был человеком очень хватким. Он выучился в Париже на шляпного мастера и открыл небольшой магазинчик. Часто он давал деньги своим поставщикам под процент, чтобы не было перебоев в продукции. А проанализировав ситуацию, понял, что это гораздо выгоднее, чем продавать. Так он стал крупным ростовщиком, а затем открыл местный

Важно не то, что художник делает, но то, кем он является.

Пабло Пикассо о Поле Сезанне

Необычный и своеобразный, настойчивый и упорный, застенчивый и гневный, зависимый от семьи и стремящийся к свободе, уверенный в своей гениальности и пребывающий в страхе, что ничего не выйдет и все пустое - все это о французском художнике, которого совершенно невозможно вписать в какие-либо рамки и границы. Его работы уникальны и удивительны. Поль Сезанн - яркий представитель постимпрессионизма, получивший признание только к окончанию своей жизни.

Поль Сезанн "Автопортрет", 1875
Поль Сезанн "Автопортрет", 1875

Маленький Поль появился на свет 19 января 1839 года, на юге Франции. Его отец был человеком очень хватким. Он выучился в Париже на шляпного мастера и открыл небольшой магазинчик. Часто он давал деньги своим поставщикам под процент, чтобы не было перебоев в продукции. А проанализировав ситуацию, понял, что это гораздо выгоднее, чем продавать. Так он стал крупным ростовщиком, а затем открыл местный банк. Дела его шли в гору.

Поль Сезанн "Портрет Луи-Огюста Сезанна, отца художника", 1866
Поль Сезанн "Портрет Луи-Огюста Сезанна, отца художника", 1866

Однако за прижимистость, властность и суровый нрав Сезанна старшего не любили в городе. Вся семья безропотно подчинялась его воле. Мать художника, Анна-Елизавета, родила еще двух девочек - Розу и Марию. Она была одной из молоденьких продавщиц в шляпном магазине, которую Сезанн выбрал себе в любовницы. Но нужно отдать ему должное - всех своих детей он признал. Однако брак был зарегистрирован только через пять лет после рождения Поля.

Анна-Елизавета была тиха и малообразованная, но своих детей очень сильно любила. Особенно обожала маленького Поля, самоотверженно защищая его от деспотичного отца.

Поль Сезанн "Портрет матери", 1867
Поль Сезанн "Портрет матери", 1867

Мальчик при любой возможности станет сбегать из дома, чтобы побродить в компании своих лучших друзей - Эмиля Золя и Батистена Байля. Глядя в томное небо Прованса они станут вместе мечтать о славе, любви, признании, зачитываясь Гюго и де Мюссе...

Поль поступит в школу Сен - Джозеф, а затем по воле отца переведется в шестой класс престижного колледжа Бурбон. Вот здесь и произойдет знакомство с Эмилем Золя. Отца последнего перевели в маленький провинциальный городок для строительства инженерного сооружения. Эмиль сильно шепелявил и очень скоро стал "мальчиком для битья". Однажды Поль это увидел и заступился за него. А на следующий день Эмиль принес новому другу корзину яблок. Поль был очень тронут и сказал, что яблоками покорит Париж! Пройдет почти 40 лет, прежде чем произойдет это событие.

После колледжа Золя уедет в Париж, а Поль поступит под давлением отца-деспота в местный университет.

Старший Сезанн был совершенно уверен в том, что сын продолжит его банковское дело. Постоянное зарабатывание денег - главная его цель. И для сына - свой план, все продумано и решено, разобрано и разложено по полочкам. Как же мы порой бываем слепы от своих амбиций и желаний прожить жизнь своих детей, забывая о том, что это уже не наш путь!

А Поль до дрожи и оторопи будет всю свою жизнь бояться отца и лишь из страха пойдет по выбранной для него дороге. Все 17 долгих лет станет скрывать от Сезанна-старшего свою любовницу и сына. Страх, сковывающий изнутри, ледяной ужас разрывающий на части. Нет сил для сопротивления отцу-тирану, но есть возможность найти для себя отдушину - занятия живописью в местной школе-студии. Сама Вселенная допустила то, что отец не увидел в этом ничего страшного. Но Поль понимает, что хочет стать художником...это непреодолимое желание рисовать...

Отец непреклонен, но со временем условно уступает сыну - соглашается на его переезд в Париж, назначая минимальное жалование. Однако столица не принимает будущего гения. Слишком уж он груб, замкнут, нелюдим, с комплексами, страхами, сомнениями. Поль готовится к поступлению в Академию художеств и приходит на занятия в местную мастерскую. Именно здесь происходит его знакомство с Камилем Писсарро и Клодом Моне.

Писсарро сразу же поверил в Сезанна, только сам Поль не верил в себя! Да к тому же его мучала совесть и чувство вины к отцу, мечты которого он не оправдал. Словно тяжелая ноша тянула душу. Все это приводит к тому, что Поль бросает творчество и возвращается обратно. В Экс-ан-Провансе работает в банке отца и внешне все хорошо, но ненадолго.

Сезанн возвращается к творчеству...кисти и холсты манят его словно отдохновение души...нет ничего важнее искусства. Возвращается в Париж, чтобы поступить в школу при Академии художеств, но заваливает экзамены.

Страхи, сомнения, недовольство собой, неуверенность - результат был ожидаемым. Начинаются десять мучительных лет и надежды сменяются разочарованием и кажется, что кто-то задувает последнюю лучину и света нет. Горизонты размыты. Поль Сезанн начинает бороться с самим собой, желая преодолеть, укротить свою натуру и научиться владеть, управлять талантом.

Тяжело принятую критику Поль старался заглушить только работой. Он словно отшельник запирался в своей мастерской и писал не останавливаясь, день за днем. К своей сути он шел, как новатор, гениальный провидец, экспериментатор, преодолевая внутреннее сопротивление себя, природы, света. В одиночестве он оставался самим собой, изживая свои комплексы и страхи, как будто поднимаясь на вершину горы, скрывающую его горизонт.

Шел медленно и упорно, всматриваясь, задумываясь, не спеша ища варианты звучания. Он мог часами наблюдать, а сделать всего один мазок кистью, словно погружаясь в глубины своего сознания, тщательно выверяя и исследуя.

Совершенно условно его творческий путь можно поделить на четыре десятилетия.

Романтичный период шестидесятых - еще нет владения цветом, формой, мазком, но есть невероятное желание выразить, выплеснуть свои сомнения, переживания, все тяжелые и мрачные мысли, словно избавляясь, вычеркивая. В работах чувствуется тяжесть, насилие, страсть, но в конце периода намечается обдуманность, устойчивость, слаженность. Словно Поль нащупывает тропинку в трясине и есть возможность двигаться дальше.

Да и в личной жизни происходят перемены. В 1869 году в Париже Сезанн знакомится с Ортанс Фике, которая подрабатывает натурщицей. Она была младше его на 11 лет и стала первой и последней женщиной в жизни художника. Сезанн не был замечен ни в каких интригах и слухах до встречи с Фике. Он был романтиком, который мечтал о даме своего сердца, серенадах, подвигах и вырос робким, нерешительным. Казалось, что его жизненных сил хватало только на борьбу с собой, с отцом и поиски своего творческого горизонта.

Уже в 1872 году у пары рождается сын, которого при крещении назовут Полем. Сезанн не мог насмотреться, надышаться на него, души в нем не чаял. "Поль - моя жемчужина", - говорил он.

Поль Сезанн. Портрет сына Поля. 1885
Поль Сезанн. Портрет сына Поля. 1885

Но чувства с женой оказались сложными. Гармония длилась не долго, а счастье оказалось хрупким. Длительные разлуки стали нормой. Сезанн постоянно находился в переездах то в Париж, то в Экс. Отношения очень долгое время были тайными. Поль боялся гнева отца и перспективы лишиться наследства. Сезанн-старший совершенно не церемонился со своими домашними и однажды вскрыл письмо, прочитал о некой мадам Сезанн и маленьком Поле. Он негодует, требует избавиться от этой девки, сокращает содержание. Усыновить сына и узаконить брак получилось только после 17 лет совместной жизни, уже после смерти Сезанна-старшего. Но это стало лишь условным событием, чтобы избежать юридических сложностей прежде всего для сына.

В целом отношения между супругами превращались в какое-то безмолвное соглашение о сотрудничестве, но несмотря на это в их жизни никто более не появился. По сути они жили раздельно, деньги Сезанн делили на три части: себе, жене и сыну. Но даже в этом случае его связь с женой не прерывается - Поль пишет ее портреты, мадам Сезанн ведет его дела.

В каком то смысле семья тяготила Сезанна. Ортанс и младший Поль жили в Париже, душа художника стремилась к уединению и покою, он любил свое родовое гнездо в Жа-деБуффан, где была его мастерская. Париж же приводил его в уныние и дисбаланс.

В семидесятые годы Поль Сезанн поворачивается в сторону импрессионистов, стремясь овладеть светом, воздушным мазком кисти, легкостью. Да к тому же Камиль Писсаро, который становится для него близким другом, настоятельно советует сделать палитру художника более яркую, избавиться от всех тяжелых и темных тонов.

Работы становятся светлыми, солнечными, в них чувствуется легкое звучание, прозрачность глубины, как дыхание. Писсарро оказался единственным другом и товарищем, который мог спокойно выносить характер Сезанна. Работоспособность Поля удивительная. День за днем, в любую погоду он идет на пленэр и пишет, пишет, пишет...он уходит от сумрака, тень и свет уже не так резко сталкиваются друг с другом, мазки становятся мягкими и податливыми.

В 1874 и в 1877 годах художник участвует в выставках, но работы не получают признания. Более того о нем говорят, что "автор - безумец, пишущий в состоянии белой горячки".

Следующие двадцать лет его совсем не замечают, но это не сказывается на работе Поля. Он развивается, идет вперед, совершенствуется. Ничего не дается легко и просто. Сезанн начинает чувствовать форму, проникая внутрь, в ее глубину, как в самого себя. Это были самые плодотворные творческие годы, которые и прославили художника.

Период изгнания приводит к внутреннему росту. Из хорошего художника он превращается в гениального, как гусеница в прекрасную бабочку. Поль рассорился со всеми друзьями, кроме Писсарро, редко видится с женой. В этих отношениях лишь сын является связующим звеном. Переезжает с места на место, работает над натюрмортами, которые становятся просто шедеврами. Его портретные работы - как откровение души, словно заглянул внутрь и вытряхнул все на поверхность. Поль пишет гору Сент-Виктуар и пейзажи, которые пронизаны глубинной философией, новизной и смелым новаторством.

С великим мастерством он передает удивительную красоту провансальской природы, тишину, безмолвие, мощь, устраняя суету и несущественность. Сезанн словно проникает в вечность, которая окружает его повсюду: в природе, яблоке и человеке. Его акварели настолько нежны и невесомы, что способны просто улететь в Поднебесье.

В девяностых годах Поль словно собирает все свои накопления, наброски, наработки в единую структурную картину, одну концепцию, выстраивая одну идею, где все подчинено твердому порядку и своему внутреннему смыслу.

Поль Сезанн уже начинает приобретать известность. Здесь большую роль сыграл владелец магазина-галереи Амбруаз Воллар. Именно ему Писсарро посоветовал организовать выставку работ художника. Воллару было отправлено 160 полотен и в 1895 году они и составили выставку художника. А затем еще одна - в 1898 году и в 1915 году - первая биография Поля Сезанна.

И получилось так, что когда-то Сезанн ехал в Париж, а теперь из Парижа ехали к нему в Прованс, чтобы увидеть того, кого сами же отвергали. Сезанн не мог не притягивать, вокруг него образовался кружок молодых художников. Но настоящий, ошеломительный успех пришел к нему после смерти, о нем стали писать исследования, перепечатывать переписку с друзьями.

Однажды Поль попал в сильную грозу, совсем недалеко от горы Сент-Виктуар, где часто писал этюды. Продрог и по дороге домой потерял сознание. Кучер, проезжавший мимо, подобрал его и привез домой. Послали за доктором. Дни были холодными, а на следующий день Сезанн пошел дописывать портрет своего садовника среди лимонных деревьев. Окончательно простудился и заболел. Пневмония на фоне хронического диабета сделали свое неблагодарное дело. Поль Сезанн скончался, не приходя в себя, в окружении сестер и прислуги.

Ортанс и Поль были в Париже. Сестра Сезанна уведомила только Поля-младшего, намекнув на то, что мадам Сезанн можно и не приезжать. Они так и не смогли ее принять, да она к этому и не стремилась. Поль Сезанн долгие годы обходился без жены, а в смерти ее помощь была совсем не к чему.

22 октября 1906 года гениальный художник покинул этот мир. Жена живописца и наследник приехали на похороны, которые прошли на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.

Каким был Поль Сезанн? Остроумен и груб! Резок и беспощаден! Застенчив и вспыльчив! Блестяще образован и часто неряшлив! Не стремился к соблюдению приличий! Не терпел, когда без его ведома вторгались в личное пространство! Он был божеством и неуклюжим медведем!

Всю свою жизнь он оставался самим собой, найдя единственное место, свою нишу, где было уютно, спокойно и комфортно - свое творчество! Оно исцеляло, освобождало от страхов, сомнений и комплексов, словно летящая бабочка несла его на своих крыльях, раздвигая все границы сознания.

Меньше, чем за месяц до своей смерти Поль Сезанн скажет: "Я поклялся умереть за работой, но не впадать в унизительное бессилие, которого так боятся старики". Судьба это великого человека совершенно неповторима, словно соткана из противоречий и борьбы. Свою знаменитость Поль Сезанн даже и не заметил, не обратил внимания, а отраду и свое счастье видел только в одном - в творчестве...

Всегда с вами - Летящая стрекоза))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))