Важно не то, что художник делает, но то, кем он является.
Пабло Пикассо о Поле Сезанне
Необычный и своеобразный, настойчивый и упорный, застенчивый и гневный, зависимый от семьи и стремящийся к свободе, уверенный в своей гениальности и пребывающий в страхе, что ничего не выйдет и все пустое - все это о французском художнике, которого совершенно невозможно вписать в какие-либо рамки и границы. Его работы уникальны и удивительны. Поль Сезанн - яркий представитель постимпрессионизма, получивший признание только к окончанию своей жизни.
Маленький Поль появился на свет 19 января 1839 года, на юге Франции. Его отец был человеком очень хватким. Он выучился в Париже на шляпного мастера и открыл небольшой магазинчик. Часто он давал деньги своим поставщикам под процент, чтобы не было перебоев в продукции. А проанализировав ситуацию, понял, что это гораздо выгоднее, чем продавать. Так он стал крупным ростовщиком, а затем открыл местный банк. Дела его шли в гору.
Однако за прижимистость, властность и суровый нрав Сезанна старшего не любили в городе. Вся семья безропотно подчинялась его воле. Мать художника, Анна-Елизавета, родила еще двух девочек - Розу и Марию. Она была одной из молоденьких продавщиц в шляпном магазине, которую Сезанн выбрал себе в любовницы. Но нужно отдать ему должное - всех своих детей он признал. Однако брак был зарегистрирован только через пять лет после рождения Поля.
Анна-Елизавета была тиха и малообразованная, но своих детей очень сильно любила. Особенно обожала маленького Поля, самоотверженно защищая его от деспотичного отца.
Мальчик при любой возможности станет сбегать из дома, чтобы побродить в компании своих лучших друзей - Эмиля Золя и Батистена Байля. Глядя в томное небо Прованса они станут вместе мечтать о славе, любви, признании, зачитываясь Гюго и де Мюссе...
Поль поступит в школу Сен - Джозеф, а затем по воле отца переведется в шестой класс престижного колледжа Бурбон. Вот здесь и произойдет знакомство с Эмилем Золя. Отца последнего перевели в маленький провинциальный городок для строительства инженерного сооружения. Эмиль сильно шепелявил и очень скоро стал "мальчиком для битья". Однажды Поль это увидел и заступился за него. А на следующий день Эмиль принес новому другу корзину яблок. Поль был очень тронут и сказал, что яблоками покорит Париж! Пройдет почти 40 лет, прежде чем произойдет это событие.
После колледжа Золя уедет в Париж, а Поль поступит под давлением отца-деспота в местный университет.
Старший Сезанн был совершенно уверен в том, что сын продолжит его банковское дело. Постоянное зарабатывание денег - главная его цель. И для сына - свой план, все продумано и решено, разобрано и разложено по полочкам. Как же мы порой бываем слепы от своих амбиций и желаний прожить жизнь своих детей, забывая о том, что это уже не наш путь!
А Поль до дрожи и оторопи будет всю свою жизнь бояться отца и лишь из страха пойдет по выбранной для него дороге. Все 17 долгих лет станет скрывать от Сезанна-старшего свою любовницу и сына. Страх, сковывающий изнутри, ледяной ужас разрывающий на части. Нет сил для сопротивления отцу-тирану, но есть возможность найти для себя отдушину - занятия живописью в местной школе-студии. Сама Вселенная допустила то, что отец не увидел в этом ничего страшного. Но Поль понимает, что хочет стать художником...это непреодолимое желание рисовать...
Отец непреклонен, но со временем условно уступает сыну - соглашается на его переезд в Париж, назначая минимальное жалование. Однако столица не принимает будущего гения. Слишком уж он груб, замкнут, нелюдим, с комплексами, страхами, сомнениями. Поль готовится к поступлению в Академию художеств и приходит на занятия в местную мастерскую. Именно здесь происходит его знакомство с Камилем Писсарро и Клодом Моне.
Писсарро сразу же поверил в Сезанна, только сам Поль не верил в себя! Да к тому же его мучала совесть и чувство вины к отцу, мечты которого он не оправдал. Словно тяжелая ноша тянула душу. Все это приводит к тому, что Поль бросает творчество и возвращается обратно. В Экс-ан-Провансе работает в банке отца и внешне все хорошо, но ненадолго.
Сезанн возвращается к творчеству...кисти и холсты манят его словно отдохновение души...нет ничего важнее искусства. Возвращается в Париж, чтобы поступить в школу при Академии художеств, но заваливает экзамены.
Страхи, сомнения, недовольство собой, неуверенность - результат был ожидаемым. Начинаются десять мучительных лет и надежды сменяются разочарованием и кажется, что кто-то задувает последнюю лучину и света нет. Горизонты размыты. Поль Сезанн начинает бороться с самим собой, желая преодолеть, укротить свою натуру и научиться владеть, управлять талантом.
Тяжело принятую критику Поль старался заглушить только работой. Он словно отшельник запирался в своей мастерской и писал не останавливаясь, день за днем. К своей сути он шел, как новатор, гениальный провидец, экспериментатор, преодолевая внутреннее сопротивление себя, природы, света. В одиночестве он оставался самим собой, изживая свои комплексы и страхи, как будто поднимаясь на вершину горы, скрывающую его горизонт.
Шел медленно и упорно, всматриваясь, задумываясь, не спеша ища варианты звучания. Он мог часами наблюдать, а сделать всего один мазок кистью, словно погружаясь в глубины своего сознания, тщательно выверяя и исследуя.
Совершенно условно его творческий путь можно поделить на четыре десятилетия.
Романтичный период шестидесятых - еще нет владения цветом, формой, мазком, но есть невероятное желание выразить, выплеснуть свои сомнения, переживания, все тяжелые и мрачные мысли, словно избавляясь, вычеркивая. В работах чувствуется тяжесть, насилие, страсть, но в конце периода намечается обдуманность, устойчивость, слаженность. Словно Поль нащупывает тропинку в трясине и есть возможность двигаться дальше.
Да и в личной жизни происходят перемены. В 1869 году в Париже Сезанн знакомится с Ортанс Фике, которая подрабатывает натурщицей. Она была младше его на 11 лет и стала первой и последней женщиной в жизни художника. Сезанн не был замечен ни в каких интригах и слухах до встречи с Фике. Он был романтиком, который мечтал о даме своего сердца, серенадах, подвигах и вырос робким, нерешительным. Казалось, что его жизненных сил хватало только на борьбу с собой, с отцом и поиски своего творческого горизонта.
Уже в 1872 году у пары рождается сын, которого при крещении назовут Полем. Сезанн не мог насмотреться, надышаться на него, души в нем не чаял. "Поль - моя жемчужина", - говорил он.
Но чувства с женой оказались сложными. Гармония длилась не долго, а счастье оказалось хрупким. Длительные разлуки стали нормой. Сезанн постоянно находился в переездах то в Париж, то в Экс. Отношения очень долгое время были тайными. Поль боялся гнева отца и перспективы лишиться наследства. Сезанн-старший совершенно не церемонился со своими домашними и однажды вскрыл письмо, прочитал о некой мадам Сезанн и маленьком Поле. Он негодует, требует избавиться от этой девки, сокращает содержание. Усыновить сына и узаконить брак получилось только после 17 лет совместной жизни, уже после смерти Сезанна-старшего. Но это стало лишь условным событием, чтобы избежать юридических сложностей прежде всего для сына.
В целом отношения между супругами превращались в какое-то безмолвное соглашение о сотрудничестве, но несмотря на это в их жизни никто более не появился. По сути они жили раздельно, деньги Сезанн делили на три части: себе, жене и сыну. Но даже в этом случае его связь с женой не прерывается - Поль пишет ее портреты, мадам Сезанн ведет его дела.
В каком то смысле семья тяготила Сезанна. Ортанс и младший Поль жили в Париже, душа художника стремилась к уединению и покою, он любил свое родовое гнездо в Жа-деБуффан, где была его мастерская. Париж же приводил его в уныние и дисбаланс.
В семидесятые годы Поль Сезанн поворачивается в сторону импрессионистов, стремясь овладеть светом, воздушным мазком кисти, легкостью. Да к тому же Камиль Писсаро, который становится для него близким другом, настоятельно советует сделать палитру художника более яркую, избавиться от всех тяжелых и темных тонов.
Работы становятся светлыми, солнечными, в них чувствуется легкое звучание, прозрачность глубины, как дыхание. Писсарро оказался единственным другом и товарищем, который мог спокойно выносить характер Сезанна. Работоспособность Поля удивительная. День за днем, в любую погоду он идет на пленэр и пишет, пишет, пишет...он уходит от сумрака, тень и свет уже не так резко сталкиваются друг с другом, мазки становятся мягкими и податливыми.
В 1874 и в 1877 годах художник участвует в выставках, но работы не получают признания. Более того о нем говорят, что "автор - безумец, пишущий в состоянии белой горячки".
Следующие двадцать лет его совсем не замечают, но это не сказывается на работе Поля. Он развивается, идет вперед, совершенствуется. Ничего не дается легко и просто. Сезанн начинает чувствовать форму, проникая внутрь, в ее глубину, как в самого себя. Это были самые плодотворные творческие годы, которые и прославили художника.
Период изгнания приводит к внутреннему росту. Из хорошего художника он превращается в гениального, как гусеница в прекрасную бабочку. Поль рассорился со всеми друзьями, кроме Писсарро, редко видится с женой. В этих отношениях лишь сын является связующим звеном. Переезжает с места на место, работает над натюрмортами, которые становятся просто шедеврами. Его портретные работы - как откровение души, словно заглянул внутрь и вытряхнул все на поверхность. Поль пишет гору Сент-Виктуар и пейзажи, которые пронизаны глубинной философией, новизной и смелым новаторством.
С великим мастерством он передает удивительную красоту провансальской природы, тишину, безмолвие, мощь, устраняя суету и несущественность. Сезанн словно проникает в вечность, которая окружает его повсюду: в природе, яблоке и человеке. Его акварели настолько нежны и невесомы, что способны просто улететь в Поднебесье.
В девяностых годах Поль словно собирает все свои накопления, наброски, наработки в единую структурную картину, одну концепцию, выстраивая одну идею, где все подчинено твердому порядку и своему внутреннему смыслу.
Поль Сезанн уже начинает приобретать известность. Здесь большую роль сыграл владелец магазина-галереи Амбруаз Воллар. Именно ему Писсарро посоветовал организовать выставку работ художника. Воллару было отправлено 160 полотен и в 1895 году они и составили выставку художника. А затем еще одна - в 1898 году и в 1915 году - первая биография Поля Сезанна.
И получилось так, что когда-то Сезанн ехал в Париж, а теперь из Парижа ехали к нему в Прованс, чтобы увидеть того, кого сами же отвергали. Сезанн не мог не притягивать, вокруг него образовался кружок молодых художников. Но настоящий, ошеломительный успех пришел к нему после смерти, о нем стали писать исследования, перепечатывать переписку с друзьями.
Однажды Поль попал в сильную грозу, совсем недалеко от горы Сент-Виктуар, где часто писал этюды. Продрог и по дороге домой потерял сознание. Кучер, проезжавший мимо, подобрал его и привез домой. Послали за доктором. Дни были холодными, а на следующий день Сезанн пошел дописывать портрет своего садовника среди лимонных деревьев. Окончательно простудился и заболел. Пневмония на фоне хронического диабета сделали свое неблагодарное дело. Поль Сезанн скончался, не приходя в себя, в окружении сестер и прислуги.
Ортанс и Поль были в Париже. Сестра Сезанна уведомила только Поля-младшего, намекнув на то, что мадам Сезанн можно и не приезжать. Они так и не смогли ее принять, да она к этому и не стремилась. Поль Сезанн долгие годы обходился без жены, а в смерти ее помощь была совсем не к чему.
22 октября 1906 года гениальный художник покинул этот мир. Жена живописца и наследник приехали на похороны, которые прошли на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.
Каким был Поль Сезанн? Остроумен и груб! Резок и беспощаден! Застенчив и вспыльчив! Блестяще образован и часто неряшлив! Не стремился к соблюдению приличий! Не терпел, когда без его ведома вторгались в личное пространство! Он был божеством и неуклюжим медведем!
Всю свою жизнь он оставался самим собой, найдя единственное место, свою нишу, где было уютно, спокойно и комфортно - свое творчество! Оно исцеляло, освобождало от страхов, сомнений и комплексов, словно летящая бабочка несла его на своих крыльях, раздвигая все границы сознания.
Меньше, чем за месяц до своей смерти Поль Сезанн скажет: "Я поклялся умереть за работой, но не впадать в унизительное бессилие, которого так боятся старики". Судьба это великого человека совершенно неповторима, словно соткана из противоречий и борьбы. Свою знаменитость Поль Сезанн даже и не заметил, не обратил внимания, а отраду и свое счастье видел только в одном - в творчестве...
Всегда с вами - Летящая стрекоза))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))