Найти тему

Про бомбы и мосты. Поучительная история из прошлого

Оглавление
Истребители-бомбардировщики F-4D в небе над Вьетнамом, фото: wikimedia.org
Истребители-бомбардировщики F-4D в небе над Вьетнамом, фото: wikimedia.org

Полвека назад – 13 мая 1972 года американские ВВС уничтожили важный стратегический объект Северного Вьетнама – железнодорожный мост Хамжонг. Мост, получивший прозвище «Челюсть дракона», долгое время считался символом сопротивления американской агрессии.

Первые удары по железнодорожному мосту нанесли ещё 3-4 апреля 1965 года. До весны 1972 года американская авиация, по официальной статистике, совершила 871 самолетовылет на уничтожение стратегического объекта. За это время было потеряно 11 самолетов.

Спустя семь лет усилий и массу потраченных боеприпасов налет на мост осуществили 14 истребителей-бомбардировщиков F-4 Phantom II, применившие управляемые бомбы Paveway с лазерным наведением.

14 самолетов сделали то, что не получалось сделать на протяжении семи лет. Последующие налеты с использованием управляемого вооружения срывали все попытки ремонта моста, который оставался разрушенным до конца войны.

Что собой представлял мост «Челюсть дракона»

Железнодорожный мост Хамжонг (вьетн. Hàm Rồng) представлял собой капитальное железобетонное сооружение через реку Сонгма возле города Тханьхоа. Известным мост стал благодаря событиям Вьетнамской войны.

Мост Хамжонг (вьетн. Hàm Rồng), он же «Челюсть дракона», фото: wikimedia.org
Мост Хамжонг (вьетн. Hàm Rồng), он же «Челюсть дракона», фото: wikimedia.org

Мост построили французы ещё в 1904 году, когда Индокитай являлся колонией Франции. После разделения Вьетнама на две части в 1954 году мост перешел Демократической Республике Вьетнам.

В 1945 год мост подрывали партизаны Вьетминя, восстанавливали его в 1957-1961 году уже власти ДРВ. На открытии моста в 1961 году присутствовал лично Хо Ши Мин. Мост имел стратегическое значение для транспортной системы Северного Вьетнама, находясь на главной транспортной артерии страны.

Длина моста над рекой составляла 165 метров, ширина – 17 метров. Высота над уровнем воды – 15 метров.

Управляемая бомба Paveway

После того как американская армия ввязалась во Вьетнамскую войну, мосту «Челюсть дракона» уделялось повышенное внимание. Американские стратеги понимали важность моста, через который на поля сражений из Северного Вьетнама в Южный Вьетнам шли грузы, люди и военная техника.

Американская аэрофотосъемка моста «Челюсть дракона»
Американская аэрофотосъемка моста «Челюсть дракона»

Мост хорошо защищали, вокруг него построили систему ПВО, включавшую зенитную артиллерию, современные ЗРК, с воздуха «Челюсть дракона» прикрывали истребители-перехватчики МиГ-17.

Более 800 налетов американской авиации из состава ВВС и ВМС с использованием свободнопадающих бомб, не остановили движение грузов по мосту. Этот факт стал серьезным толчком для американских военных, конструкторов и промышленности, ускорив работы по созданию и внедрению высокоточного управляемого вооружения.

Уничтожение моста в мае 1972 года считается первым в истории успешным применением высокоточных авиационных бомб с лазерным наведением. Наборы для переделки обычных боеприпасов в высокоточные получили название Paveway I.

Чаще всего наборы Paveway крепились к свободнопадающим авиабомбам в носовой части, добавляя им головку самонаведения на цель. Также на бомбу устанавливались управляемые аэродинамические плоскости, чаще с X-образным оперением. Для удара по мосту в мае 1972 года использовались бомбы калибром 2000 фунтов (908 кг).

Управляемая авиационная бомба Paveway II, фото: wikimedia.org
Управляемая авиационная бомба Paveway II, фото: wikimedia.org

Для наведения боеприпасов на цель на подвеску F-4 Phantom II крепился модуль Pave Knife, являвшийся импровизированным лазерным целеуказателем. Помимо лазера подсвета цели в Pave Knife размещалась видеокамера.

Описанный эпизод Вьетнамской войны доказал эффективность управляемого вооружения, став одной из точек отсчета для развития и распространения высокоточных боеприпасов в американской авиации. 

Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Лайки и комментарии приветствуются. Заранее спасибо)