Найти в Дзене

Драгоценности королевы Виктории. Сапфировый венец-трансформер

Сапфировый венец появился у королевы Виктории в 1842 году. Он был заказан для нее принцем Альбертом в 1840 году, в год их свадьбы, и изготовлен придворным ювелиром Джозефом Китчингом. Эскиз дизайна венца создал сам принц Альберт, который любил баловать свою возлюбленную супругу драгоценными украшениями собственного авторства (Альберт также является автором изумрудной тиары, о которой я писала тут). Основой для дизайна венца послужила готическая рутовая корона с герба принца Альберта. 1840-е годы в Англии были временем расцвета неоготики, которую любила и сама королева Виктория и ее супруг. В 1842 году королева даже устроила бал-маскарад в средневековом стиле по случаю крестин принца Уэльского. Сапфировый венец является украшением-трансформером, он состоит из двадцати трех секций, благодаря чему может соединяться, превращаясь в миниатюрную диадему, или раскрываться и использоваться, как тиара. Соединения секций выполнены настолько тонко, что швов практически не видно и венец смотрится ц

Сапфировый венец появился у королевы Виктории в 1842 году. Он был заказан для нее принцем Альбертом в 1840 году, в год их свадьбы, и изготовлен придворным ювелиром Джозефом Китчингом. Эскиз дизайна венца создал сам принц Альберт, который любил баловать свою возлюбленную супругу драгоценными украшениями собственного авторства (Альберт также является автором изумрудной тиары, о которой я писала тут).

Джозеф Китчинг. Венец из бриллиантов и сапфиров. 1840-1842. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Джозеф Китчинг. Венец из бриллиантов и сапфиров. 1840-1842. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Основой для дизайна венца послужила готическая рутовая корона с герба принца Альберта. 1840-е годы в Англии были временем расцвета неоготики, которую любила и сама королева Виктория и ее супруг. В 1842 году королева даже устроила бал-маскарад в средневековом стиле по случаю крестин принца Уэльского.

Джозеф Китчинг. Венец из бриллиантов и сапфиров. 1840-1842. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Джозеф Китчинг. Венец из бриллиантов и сапфиров. 1840-1842. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Сапфировый венец является украшением-трансформером, он состоит из двадцати трех секций, благодаря чему может соединяться, превращаясь в миниатюрную диадему, или раскрываться и использоваться, как тиара. Соединения секций выполнены настолько тонко, что швов практически не видно и венец смотрится цельно в любом виде.

Дизайн венца представляет собой ажурное основание, украшенное одиннадцатью крупными сапфирами, по которому идет ламбрекен – орнамент из повторяющихся фестонов, увенчанных бриллиантовыми трифолиям и одиночными круглыми бриллиантами.

Большинство драгоценных камней для венца были взяты из украшений, подаренных Виктории королем Вильгельмом IV и королевой Аделаидой. Согласно личной бухгалтерской книге Виктории, ювелиру за изготовление заплатили 415 фунтов стерлингов.

При создании новых украшений, принц Альберт часто ориентировался на те, что уже есть в коллекции Виктории, чтобы драгоценности можно было носить, как комплекты. Так, сапфировый венец стал прекрасным дополнением к броши из сапфира и бриллиантов, которую он подарил Виктории накануне их свадьбы.

Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет королевы Виктории. 1842. Королевская коллекция Великобритании
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет королевы Виктории. 1842. Королевская коллекция Великобритании

Виктория очень любила и брошь и новый венец и выбрала их для первого заказанного Винтерхальтеру портрета, написанного художником в 1842 году. Этот портрет очень интересен тем, что, будучи официальным изображением суверена он вместе с тем представляет очень сентиментален. На нем перед нами предстает молодая женщина, искренне любящая своего супруга. Королева Виктория на портрете изображена без официальных королевских регалий и на нейтральном пейзажном фоне, основное пространство которого занимает предгрозовое небо.

На ней изысканное, но довольно лаконичное платье из белого атласа и кружева, волосы уложены в модную прическу с низким пучком на затылке, который и украшает сомкнутый сапфировый венец. Свадебная брошь приколота к корсажу платья, а на шее королевы можно увидеть еще одно очень личное украшение – подвеску, в которой, как предполагают исследователи находился локон волос принца Альберта.

В ее руке лишь пара роз и такой нетипичный официальный портрет королевы мог быть своеобразной данью уважения выдающемуся фламандскому живописцу XVII века Антонису Ван Дейку, создавшему немало портретов членов английского королевского дома.

Портрет королевы Виктории так всем понравился, что сразу после его завершения Винтерхальтеру заказали несколько копий, одна из которых предназначалась для короля Франции Луи-Филиппа I. На французском варианте портрета на плече Виктории Винтерхальтер дорисовал символ и чрезплечную ленту Ордена Подвязки, сувереном которого является английский монарх.

По оригиналу Франца Ксавьера Винтерхальтера. Портрет королевы Виктории. XIX век. Королевская коллекция Великобритании
По оригиналу Франца Ксавьера Винтерхальтера. Портрет королевы Виктории. XIX век. Королевская коллекция Великобритании

В Королевской коллекции есть и другие картины, на которых Виктория изображена в сапфировом венце. На одной из них, миниатюрном портрете работы Роберта Торберна, Виктория написана сидящей в пол-оборота и сжимающей руку принца Уэльского, который смотрит на нее. На королеве темно-зеленое бархатное платье в средневековом стиле, рукава которого оторочены мехом, а неоготический венец идеально дополняет этот образ прекрасной дамы.

Роберт Торберн. Королева Виктория с принцем Уэльским Альбертом. 1844-1845. Королевская коллекция Великобритании
Роберт Торберн. Королева Виктория с принцем Уэльским Альбертом. 1844-1845. Королевская коллекция Великобритании

После смерти королевы Виктории венец перешел во владение следующих королей, а в 1922 году был подарен королем Георгом V и королевой Марией их дочери принцессе Марии в качестве одного из подарков на ее свадьбу с Генри, виконтом Ласселсом и будущим графом Хэрвудом. Так венец покинул королевскую коллекцию.

Принцесса Мария в сапфировом венце. 1922
Принцесса Мария в сапфировом венце. 1922

После смерти принцессы Марии, Хэрвуды продали многие ее драгоценности, но венец оставался в семейной коллекции вплоть до 2011 года. Тогда он был продан частному английскому покупателю, который пять лет спустя тоже решил продать драгоценность, выставив ее на аукцион. Эта продажа стала резонансной, так как потенциальный покупатель был иностранцем и одна из наиболее значимых английских драгоценностей могла вскоре покинуть страну. Министр культуры Великобритании наложил временный запрет на вывоз и в течение года вопрос с венцом был решен. В 2017 году его купил миллиардер и меценат Музея Виктории и Альберта Уильям Боллинджер и передал венец в дар музею, где драгоценность заняла центральное место в ювелирной галерее Уильяма и Джудит Боллинджер.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!