Найти тему
Популярная акустика

Последние... Часть 1 . Аkords 001.

Промышленность СССР тяготела к выпуску огромных серий товаров « для удовлетворения растущих потребностей советского человека». Это в полной мере относилось и к радиоэлектронной сфере. Количество разошедшихся по стране Вег , Радиотехник, Электроник и других брендов даже спустя 30 лет после прекращения выпуска по моим ощущениям пока не может догнать даже китайский ширпотреб от аудио. Убедиться в этом легко. Достаточно в строке поиска авито вставить интересующий аппарат , к примеру « усилитель маранц» а следом « усилитель (пусть) кумир» . Если отбросить объявления магазинов невольно думаешь — маранцы ввозят лет 20 а ТЕ выпускали меньше 10 лет. Откуда ж ТЕХ столько то!?. Количество предложений S90 вообще приводит в легкую оторопь. Да же клонов OTTO ( электроника 75 ас 065 в вариациях много). Конечно были мелкосерийные изделия по советским конечно меркам : проигрыватель Эпос , компоненты музыкального центра Феникс и прочие . Но их и тогда было не достать .

Я бы хотел вспомнить несколькими строками аппараты которых было очень много но то ли в силу возраста , то ли неудачного попадания «во вторые руки» , а может напротив постепенного обретения своих ценителей коллекционеров — на глазах все меньше и меньше в предложениях вторичного рынка .

Фото из интернета
Фото из интернета

Аккорд 001 был первым электрофоном высшего класса ушедшей страны СССР . Этот аппарат не был и не мог быть « в каждой квартире» уже в силу высшего класса ( высшей группы сложности), к тому же был дорог как весь hi-fi всегда .

На сегодняшний момент на втричке их присутствует не более 5 штук одновременно на всю 1/6 часть суши . Чуть позже я вспомню про его технические характеристики, а сейчас хочу выразить собственное мнение . Повторюсь - аппарату был присвоен высший класс в стране очень жестких стандартов . Полет цен на него на вторичном рынке несколько сдерживает большая серия производства и доступность ЕЩЕ деталей для ремонта .

Даже не вспомню был ли такой у кого то из школьных друзей . Тинейджерство прошло под эгидой компакт кассет , а первое серьезное увлечение винилом пришло уже с Вегами , Ариями и Электрониками 017. По этому попадание «в руки» не так давно вполне можно считать первым знакомством с Аккордом 001. Я конечно имел возможность познакомиться с импортными современниками описываемого электрофона , думаю как и большинство читателей моего канала. Как минимум мы просматривали предложения иностранных аукционов с фото проигрывателей и электрофонов 70-х годов. Я не питаю предвзятых иллюзий ни к советскому ни к заграничному винтажу , но определенный « всплеск» в памяти произошёл - dual 36 . Я сейчас конечно не о « скопированности» , а о стиле того времени в дизайне , качестве материалов и исполнения.

Коллаж на картинки из интернета
Коллаж на картинки из интернета

Согласитесь даже неожиданно здорово Аккорд выглядит среди именитых электрофонов .

Купленный мною Аккорд благополучно и тихонько простоял в тепле на антресоли четверть века по причине выхода из строя и нерешительности к продаже прежнего владельца. Но мое искреннее любопытство оказалось решающим и владелец сдался — « забирай». Не дорого ни дешево . Нормально . Колонки пострадали сильнее— их какое-то время подключали к чему попало потому перемещали и как результат подзашеркали.

Сам электрофон был отремонтирован , протерт влажной тряпочкой , начищен репейным маслом ( очень хорошо для шпона в лаке):

-4

  1. внешний вид . Как Вы думаю уже обратили внимание — внешний вид по настоящему хорош . Строг и благороден по канонам того времени . Блестящие детали не замылились спустя полвека . Вот это качество материалов!!! Корпус в лаке. Хочу обратить внимание — надписи на фальшпанели нанесены не стойкой краской — если будете отмывать панель НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ АКТИВНОЙ ХИМИИ - буквы «поплывут» будто чернильные . Вы конечно вовремя спохватитесь , но контрастность надписей пострадает .
  2. ЭПУ или СТОЛ по нонешнему . Разработанное в начале 70-х 1 эпу 73 не похоже ни на что . Позже в 90-е когда в тренде было обо**(лг)ать созданное в СССР , как минимум отискав импортный прототип — это не удалось . Более того , упрощенные решения эпу применялись в массовых электрофонах первого класса от бренда Радиотехника .

ЭПУ достойно отдельного рассмотрения. Первое , что бросается в глаза —размер опорного диска . Уже победил формат LP ( long play) где размер винила 30 см в диаметре . А тут малый диск!? Объяснить бы это смогли работники завода , но иных уж нет а те далече. Самое забавное , что этот малый форм-фактор опорного диска был воспроизведен много лет спустя в сенсорном 0 эпу 82. Причем в пику стереотипам - « в ссср все унифицировалось до предела» 0 эпу 82 было конструктивно иным и намека на взаимозаменяемость , даже на технологическую совместимость с 1 эпу 73 не придумает даже маркетолог. Общего только размер — длина , ширина. Сродни между ними разве что можно считать корпус Виктории 003 ( 1 эпу 73 ) и Радиотехники 001 ( 0 эпу 82) , и то — фрезеровка корпуса под эпу разная . И 0 эпу 82 имеет вовсе иную концепцию привода , а не только « кнопки легкого прикосновения»( сенсоры) вместо рычагов или шестеренок.

Привод ролик-пасик . Резиновый ролик передает движение на внутреннюю сторону опорного диска от втулки с расточкой разного диаметра ( под 33, 45 и в раних версиях 78 об/мин) связанной пасиком со шкивом асинхронного электродвигателя на 127 вольт. Метки стробоскопа нанесены снизу по окружности опорного диска и радуют слушателя проекцией через зеркало в окошко возле диска . Есть подстройка оборотов ( только на 33), расточка на 33 об/мин имеет коническую форму и крутя ручку мы двигаем ролик изменяя передаточное число .

Фото из интернета
Фото из интернета

Типовое решение при использовании электродвигателя с постоянными оборотами .

Общий функционал ЭПУ очень потребительски приятен. Полуавтомат.

— подвод тонарма к краю пластинки ( отключаемый) при ПУСКе. Вы сдвигаете рычаг управления в положение ПУСК и тонарм со стойки находит край пластинки согласно выбранному размеру .

видео здесь.

— конечно автостоп и автовозврат тонарма

— микролифт

— антикейт . Да , да я не оговорился . На 1 эпу 73 . Переключатель так же рычажковый

-6

— тонарм. Обычный «j» ( кочергообразный) . Выставляется в горизонталь установкой грузика на трубке в «0» и регулировкой противовеса сзади отверткой

далее передвижение грузика по меткам грамм .

Головка устанавливается на съемный мастер-шелл.

Корпус головки содержит подстройку по горизонтали

-7

— опорный диск массивный кг на четыре с половиной . Тяжесть такая была свойственна в то время - для борьбы с детонацией от плохеньких моторчиков у всех производителей. Мат откровенно красив и по винтажному солиден благодаря вставке в виде большого широкого кольца . Резина безупречно мягкая спустя ух-сколько-лет.

К сожалению мне не удалось найти коэффициента детонации 1 эпу73 но при сходной конструкции привода поляки для g 600 b заявляли этот параметр — 0,1. Это очень хорошее значение и по меркам 2023 года. Не думаю , что советские инженеры и промышленность были хуже польских . g 600 b — я не так давно описывал это эпу . Если интересно можете взглянуть .

В целом это эпу вполне достойно построения своими руками вертушки в стиле винтаж. Правда ценник на него , как и на Аккорд не очень гуманный.

Тех. Характеристики:

Скрин из интернета
Скрин из интернета

Я вовсе не от лени поискать в интернете выкладываю скрин описания — в мануале характеристик не больше. Невольно приходит на ум известная фраза из характеристик известного автомобиля РР « мощность двигателя- достаточна».

Чуть снимают завесы «таинства» характеристики Веги 101 - схемотехнического клона Аккорда.

« электрический диапазон усиливаемых частот - 55....18000 Гц. Номинальная выходная мощность - 2х6 Вт, максимальная 2х10 Вт. КНИ не более 10%.».

То же не густо однако ... Расхождения в полосе частот даже не могу обьяснить. Если предположить , что в Аккорде полоса частот прописана для « системы в целом» , то есть с АС ( 10 МАС-1) , то в пику , у Веги в мануале приписка : «Полоса частот, воспроизводимых акустическими системами 10МАС-1 входящими в комплект 80...12000 Гц». Кстати вот уж открытие про 10 МАС-1 😁😁😁.В общем параметры- поле для обмена мнениями , опытом и просвещенностью в комментариях. Говорю это без тени иронии , самому безумно интересно.

3 Звучание . Это полностью германиевый проигрыватель . В поздних версиях фонокорректор на микросхемах, но это точно не испортит общей картины. Звук характерно мощный , басистый достаточно прозрачный вверху . Улучшить его можно заменой П 214 на выходе на ГТ 906 . Это многократно упомянуто в сети и подойдет для всего советского германия на п213, 214 . Лично я даже не планирую подобную замену - пусть будет как создан . В общем германиевый усилитель точно достоин быть в домашней системе. Хочу так же заметить , что скудные технические характеристики прописаны для АС 8 ом. На 4 ома выходная мощность будет несколько выше.

4 Родные АС. С Вашего , Читатель, позволения я не буду высказывать своего мнения о 10 МАС -1. Замечу лишь , что ВСЕ АС упомянутые в моих публикациях «открывали» Аккорд лучше них. Оптимальным считаю s 50 ( art audio h125) , Вега 35 ас 105 из русских или импортный винтаж среднего размера ( басовик 20 см) . Усилитель Аккорда всеяден и 4 или 8 ом ему без разницы.

Положа руку на сердце — за пол года примерно еще можно найти его на авито за 5+/-000 руб с иглою или без потратить примерно трое выходных в зависимости от объема работ по восстановлению .

PS. Резюмируя. Аппарат редкий уже , очень хороший и своеобразный - имеет СТИЛЬ в ЗВУКЕ. Но я бы не советовал его покупать как первый Проигрыватель. Дело не в очаровании винтажа. Просто слушатель сейчас воспринимает звук утилитарно , без вкуса( без иронии). А Аккорд можно оценить ( плохо иди хорошо ) только с точки зрения опыта . Лучшее место ему — вторая или третья аудиосистема где нибудь на втором или третьем этаже или даже в бане. Суть не место — суть погружение в ИНОЙ ЗВУК.

Все выше сказанное относится и к Веге 002. Непременно напишу о ней в ближайшее время. Был конечно еще Аллегро 002 стерео, но не уверен , что смогу «покрутить» его в руках. Судя по всему этот аппарат из серии Эпос , Феникс и так далее..

PPS. Приношу всем моим Читателям извинения за «стилистику», грамматику и синтаксис предидущей публикации « о советских динамиках и их дрянности», это был мой первый опыт написания « с планшета» , а у гаджетов свои представления о правилах русского языка. Принимаю все шпильки . Винюсь.