Егор Степанович вспомнил, как ему рассказывали, что счастливым человеком считается тот, у которого на лице не дрогнет ни один мускул или не защемит больно где-то там внутри при бескорыстной отдаче какого-нибудь очень дорогого или ценного предмета. Ну, например, автомобиль подарить первому встречному прохожему. А?! Как?! Может, вот так и взять одним разом весь свой капитал и отдать Вере Петровне и сыну? Тем самым и проверить себя на счастье при совершении такого смелого и необычного поступка?! Он даже обрадовался, повеселел от неожиданно пришедшей мысли. Но такое радостное настроение длилось недолго. Лицо его стало опять угрюмым, даже почернело; и его опять настигли совсем нерадостные мысли: « Нет, это не подойдет, она принципиальная и порядочная женщина, все это глупости : «А что мне делать с Вашим миллионом?» ─ вспомнил он. ─ «А сына с внучкой подставлять к несчастью, да и ее тоже, ─ ведь краденое, нечестное, не твое никогда не приносит удачи, а тем более счастье, будет вроде как краденое… Нет, это опять отпадает, не годится…Но что, что же годится? Может, просто гулять, пить, жить напропалую! Но когда-то все эти радости и забавы сразу пройдут, и ты, как в сказке Пушкина, останешься у разбитого корыта. И дальше что? Тебя же сын , внучка проклянут, и на твоей могиле, если даже придут после этого, будут вздыхать: «Прокутил дед состояние и никому даже ни копейки не дал…» Нет…нет…все это сплошные отвратительные глупости. Нет, надо просто жить, как и раньше жил в достатке, на себя все тратить и не надо больше высовываться в жизни. Купить дом, машину, помогать сыну, внучке ─ вот это нормальное и достойное решение».
Он успокоился, что, наконец, нашел выход, включил телевизор, разложил, как обычно, деньги на кровати, но все что-то не то. Что-то мешает ему, там, в глубине души, спокойно отвлечься и не думать больше о своих неудачах, а просто быть самим собой: смотреть телевизор, заниматься любимым делом, да мало ли что еще можно…Но мысли опять его возвращаются к ней: «Неужели эта простая девчонка перевернула всю его давно устоявшуюся жизнь и радуется каждому дню просто так без этих огромных сумм денег, а он, проживший жизнь, человек с огромным опытом, не может? Неужели люди бывают счастливыми без этих миллионов? Значит, бывают…»
Егор Степанович еще раз разложил миллион на кровати на кучки, как он это проделывал. Над каждой пачкой он наклонялся, вспоминая ее происхождение, и при этом улыбка не сходила с его лица. Такое пристальное внимание к деньгам продолжалось несколько часов, а затем Егор Степанович очень тяжело вздохнул, достал чемодан из шкафа, коричневого цвета, старый, но еще очень крепкий, и стал медленно, осторожно укладывать каждую кучку денег, словно это были маленькие, беспомощные дети. Купюры подносил к губам, целовал и поглаживал, даже сдувал невидимую пыль, и нельзя было не заметить, что на глазах у него выступили слезы. Когда Егор Степанович уложил деньги, пачка к пачке, он еще раз на них несколько минут смотрел и потом резко захлопнул чемодан, перекрестился и вышел из квартиры.
Шел в расстроенных чувствах. Это очень легко сказано. Старик нес этот миллион, и он как бы жег ему руку. Все радости, которые деньги принесли ему в жизни, сразу куда-то исчезли. Будто их и не было вовсе. Но вот показалось здание полиции. Обычное здание, ничем не отличавшееся от многих других. Даже выкрашено в тот же коричневый цвет, как и многие другие. Он, Егор Степанович, почему-то обрадовался этому строению, как старому знакомому, не то, что раньше: при виде даже милиционера его сразу колотила дрожь, как у матери, не говоря уже при виде здания полиции. А сегодня, наоборот, какое-то успокоение и уверенность оно придавало ему.
Он вошел в здание полиции. С левой стороны узкого прохода сидел дежурный полицейский и что-то записывал в журнал. Увидев старика, спросил:
─ Вы к кому, дедуля? Что несете в чемодане?
─ Миллион, ─ спокойно ответил Егор Степанович.
─ Старик! Давай без шуток! Здесь не театр с представлением комедий. Давай все по порядку. К кому Вас записать?
Егор Степанович ничего не ответил. Он также молча поставил на стол чемодан с деньгами перед полицейским и стремительно, будто кипятком ошпаренный, выскочил из заведения блюстителей порядка.
Оставив миллион в полиции, он почувствовал такую легкость, будто вновь народился, и уже решил быстренько удалиться, но вдруг подумал: «Надо вернуться и более подробно рассказать полиции, откуда взялись деньги, а то еще начнут искать меня», ─ решил Егор Степанович.
Открыв входную дверь, он увидел, как двое полицейских склонились над его чемоданом и рассматривали содержимое.
─ Старик, а ведь правда деньги, и большие, ─ увидев его, обрадованно сказал уже знакомый ему молодой полицейский.
Степан Егорович внимательно посмотрел на него, тяжело вздохнул:
─Вот, вернулся, чтобы подробно рассказать происхождение этой суммы. А то еще что-то недоброе заподозрите…
Полицейские закрыли чемодан, и они все втроем поднялись с ним на второй этаж к начальнику полиции.
Начальник полиции, немолодой человек, в звании майора, уже был осведомлен о происшествии и ждал их. В комнате находились приглашенные понятые и даже корреспондент газеты.
Содержимое из чемодана разложили на столе. Воцарилось молчание, и, пожалуй, каждый из присутствующих смотрел на деньги и думал о своем. А Егор Степанович, видя свое жизненное детище, так неаккуратно разбросанное на столе, не так как было у него всегда разложено по стопочкам, по кучкам, которые напоминали свое происхождение, и ему так стало их жалко, точно это были младенцы, которых бросили на огромном столе и никто не желает к ним подходить, а они голосят на всю комнату….
─Ну, давайте, рассказывайте, ─ нарушил молчание начальник.
─ Вот пришел к Вам, чтобы эти сбережения отдать государству и рассказать, откуда они у меня появились, ─ начал он. ─ Вы не думайте, в этой истории банки не ограблены, не совершены грабежи, нападения, убийства, я просто копил всю жизнь за счет мелкого хищения материальных ценностей. ─ И он начал подробно рассказывать: ─ Все началось с того, что мы с мамой жили очень бедно, и уже тогда, в детстве, у меня родилась мечта ─ стать очень богатым человеком, миллионером. Я, как видите, этого достиг, ─ и он кивнул на купюры, лежащие на столе, ─ но оказалось, что в жизни имеются более дорогие ценности, чем деньги.
Автор рассказа "Миллион" книги "Командоры" В.А.Галашевский . 5 мая 2023 г.