Найти в Дзене
КиноБуква

Роман «Двойной портрет» - что общего у королевы детективов Агаты Кристи и известного экспрессиониста Оскара Кокошки

Оглавление

Понравилось ли мне? Очень. Как минимум, это одна из лучших книг, прочитанных этой весной. Я люблю Кристи, я люблю искусство. И вот это наложение одного на другое, этот двойной портрет – как вишенка на торте. Смело рекомендую:

📚Агнета Плейель «Двойной портрет»

  • Агата Кристи (1890-1976)

Королева детективов и один из самых покупаемых авторов в мире. Агата Кристи – это всегда стильные, камерные сюжеты, выдержанные в аристократическом духе. «Убийство Роджера Экройда», «Десять негритят», «Убийство в Восточном экспрессе», «Убийство по алфавиту», «Смерть на Ниле» - абсолютная классика.

Когда я прочитала автобиографию Кристи, то поняла, что она была королевой не только в мире литературных сыщиков, но и в собственной реальности. Потому что жизнь англичанки Агаты Мэри Клариссы, леди Маллоуэн, не менее интересная и захватывающая, чем ее романы.

Агнета Плейель «Двойной портрет», издательство «Городец». Коллаж автора
Агнета Плейель «Двойной портрет», издательство «Городец». Коллаж автора

  • Оскар Кокошка (1886-1980)

Ученик Густава Климта и один из самых известных представителей австрийского экспрессионизма. После смерти художника его именем назвали одну из крупнейших австрийских наград в области современного искусства. О Кокошке я знаю много. Дело в том, что как копирайтер я работаю с заказами на эту тему, то есть пишу об искусстве, поэтому и о произведениях художников представление имею, и об их биографиях, и о существующих жанрах, и о том, почему в разные эпохи писали именно так, а не иначе. Да-да, мне понятна и «Герника» Пикассо, и «Постоянство памяти» Дали, и «Танец» Анри Матисса. И творчество Кокошки, разумеется, тоже.

«Детям и молодым людям следует давать представление об искусстве, чтобы те смогли создавать более разумный мир».
Агнета Плейель

В чем смысл книги? Кокошка в 1970 году написал портрет Агаты Кристи. Шведская писательница Агнета Плейель представила нам их творческий союз в виде шести встреч, шести сеансов, на которых художник не только пишет. Кокошке важно знать о человеке как можно больше. Каким он был в детстве, что с ним происходило, каким он стал к концу жизни. Эти шесть встреч – это беседы между двумя известными, талантливыми людьми своей эпохи. Оба они в возрасте и избалованы славой и вниманием. Абсолютно разные, но нашедшие общий язык.

Агнета Плейель «Двойной портрет», издательство «Городец». Фото из личного архива
Агнета Плейель «Двойной портрет», издательство «Городец». Фото из личного архива

«Портрет - это попытка уловить личность».
Агнета Плейель

Разумеется, Агнета Плейель за основу взяла самые обсуждаемые и скандальные истории из жизни Агаты Кристи и Оскара Кокошки.

Как многие, наверное, знают, однажды великая писательница исчезла на одиннадцать дней. Было это в 1926 году. На тот момент Агата находилась в стадии расставания с супругом (у того появилась любовница). Агата оставила маленькую дочь, мужа, и пропала. Бесследно. Нет, ну кое-какие следы, конечно, были, как и миллион версий того, куда же пропала Агата Кристи. Собственно, догадки строятся до сих пор, ведь даже в её автобиографии на этот счет нет ровным счетом ничего. И вот один из вариантов развития событий тех одиннадцати дней декабря 1926 года Агата и поведает своему собеседнику.

«Она поняла, что у человека почти не существует свободы. Стоит только родиться, как человек оказывается вписан в определения и условия, из которых ему уже не выбраться».
Агнета Плейель

Агнета Плейель «Двойной портрет», издательство «Городец». Фото из личного архива
Агнета Плейель «Двойной портрет», издательство «Городец». Фото из личного архива

Что до Оскара Кокошки, то о его романе с роковой женщиной Альмой Малер тогда знали все. Известная венская красавица, покорительница мужских сердец, любвеобильная Альма, которая «крутила романы» со многими известными людьми. Муза и самая большая трагедия Кокошки. Оскар практически помешался на своей любви, а когда Альма сделала аборт, а потом бросила его, он чуть не сошел с ума в прямом смысле этого слова. Описание окровавленного клочка ваты, который долгое время хранился художником и был его «ребенком» — это не может не трогать.

«Искусство - это наше общение с внутренним человеком. Искусство столь же самостоятельно, как то, что мы именуем реальностью. И разделять их нельзя, и если пытаться это сделать, возникают самые дурацкие представления. Всегда существует какой-нибудь кусочек, относящийся к обоим царствам».
Агнета Плейель

Но самое жуткое в этой истории – кукла Альма. Художник заказал точную копию своей любимой женщины и повсюду появлялся в ней. Да-да, в обществе тоже (после это «Синдром Петрушки» Дины Рубиной кажется детским лепетом). Это такой страшный факт биографии Оскара, от которого у меня бегут мурашки, хотя я знаю о нем давно и в подробностях. Больные, зависимые отношения. Одним словом, ужас.

Но Оскар находит в себе смелость и делится с Агатой подробностями личной трагедии.

Потрет Агаты Кристи. Оскар Кокошка. 1970 год. Репродукция
Потрет Агаты Кристи. Оскар Кокошка. 1970 год. Репродукция

И поэтому название у романа «Двойной потрет». Портрет писательницы и художника. И портрет Агаты Кристи, который получился в результате.

Книга небольшая, но ёмкая и глубокая по смыслу. Получила настоящее литературное и художественное удовольствие. Сделала много закладок на страницах с понравившимися цитатами. Такое в последнее время случается нечасто.

А вы знали о таких подробностях биографий Кокошки и Кристи?

Двойной портрет: роман об Агате Кристи и Оскаре Кокошке. Плейель А. Городец — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

Реклама, ООО Яндекс, ИНН 7736207543, erid: F7NfYUJRWv19YrCoKThi