Вы никогда не замечали, как только что купленные вещи в первые часы использования ломаются на ровном месте? Или что ваши знакомые или близкие стали больше уделять внимание смартфону? Как вас настигла лень делать что-то своими руками, и вы сели за еду и экран, решили отложить (если вы конечно не беспрепятственный трудоголик)? Тогда вам стоит остаться, ведь сейчас мы поговорим о всем вышеперечисленном и найдём решение.
В теории
Мы с вами живём в эпоху потребления – период, когда развлечения заменяют труд. Когда человек эпохи потребления остаётся наедине с собой, он чаще всего выбирает именно потребление контента, нежели полезный труд. Для такого условия свойственны все дальнейшие вытекающие:
- рост спроса на развлекательную продукцию
- рыночная экономика – позволяет производителю подстраиваться под желания потребителя и производить достаточное количество нужной продукции, где решения о плане производства принимает сам производитель
- рост количества произведённой продукции
- уделение производителем большего внимания развлекательной продукции в обмен на её удешевление, и удорожание и понижение качества товаров для бытового труда.
Каждый из данных пунктов обеспечивает, как мы уже сказали, равновесие на рынке развлечений. Но что же в таком случае произойдёт с другими рынками? Здесь нас ждёт самое интересное.
На практике
Когда все средства и ресурсы труда производства направлены на товары для развлечения, рынок бытовой продукции теряет не только внимание производителя, но и своё качество. Производство бытовой продукции, конечно, продолжается в том же количестве, что и раньше, люди же не перестанут полностью трудиться и наводить в доме порядок, разве что они станут это делать реже (но даже в таком случае потребитель обяжет себя иметь таковую продукцию, а её производитель не потеряет спрос и покупателя), или материальные роботы-помощники заменят трудяг. Но в любом случае, при усилении контроля, объёмов производства, качества производства, финансового внимания развлекательным благам, бытовые потеряют все вышеперечисленное, за исключением, конечно, объёмов.
К чему это ведёт? Как это скажется на потребителе? Ответ во вступлении. В то время, как внимание производителя бытовому товару при, непосредственно, производстве будет утеряно, внимание покупателя, непосредственно, при покупке (не путать с ипользованием!) – нет. И потребитель останется без качественного товара, что, в свою очередь, приведёт как к быстрой порче продукта, так и быстрому увеличению повторного спроса на данную продукцию и жалоб.
Приведу примеры, чтобы стало воспринимабельнее.
В качестве цифрового примера можно привести TikTok — одна из популярнейших сейчас социальных сетей среди детей и взрослых. Контент TikTok’а, по причине направленности не на качество, а на количество, в большинстве случаев не несет никакой пользы, а если такой и есть, то он не будет продвигаться площадкой, ведь он попросту не популярен. Где, кстати, начинается коэффициент популярности здесь? Все очень просто: аудитории нравятся мемы и котики, площадка продвигает мемы и котиков, аудитории не нравятся скучные заумные познавательные видео, площадка их не продвигает. В таком случае второй тип контента попросту пропадает из актуального инфополя, отчего он больше не может составлять конкуренцию первому. В конечном итоге мы получаем выбор только между мемами и котиками и мемами и котиками. В такой ситуации мы больше не сможем вернуться к изначальному равновесию, не повлияв на площадку не изнутри, а снаружи.
С материальными примерами посложнее. Допустим, швабра. В нашем случае она состоит из алюминия. Алюминий легко гнется, но он недорогой. Производитель решил пренебречь качеством и продал нам швабру такой. При малейшем давлении, свойственном мытью полов (поверхностей), мы обнаруживаем, что наша швабра согнулась. И мы в затруднительной ситуации: мы только что потратились на новую швабру, а она потеряла свою работоспособность! Теперь нас ждет либо, кому хватит терпения и желания, иски и дела о некачественном товаре и неисполнении обязанностей производителя предоставить качественный, либо, кто сразу сдаётся, повторный поход в магазин и трата денежных средств. Товар оказался некачественный, зато у нас достаточно развлекательного контента, и остаётся попивать пивко на диване за телевизором и забыть о своих проблемах. Однако новая швабра, как бы вы ни старались, в большинстве случаев сломается на следующий же день.
Если бы производитель в обоих случаях отдал внимание качеству, а не количеству, то такого бы не случилось. Но товар уже такой, каким он сделан.
Соответственно, для нас, потребителя: поломки, траты, иски/жалобы. Для производителя: проверки, опять же, траты, перевод внимания видам продукции, перепроизводство бытового товара и недопроизводство развлекательного.
Возможно, такая безалаберность в производстве повлечёт за собой волны спроса то на один вид товара, то на другой, а истории с падением качества будут поочерёдны и цикличны. Но мы ведь не хотим с вами этого, правда? Что ж, у меня есть решение.
На контроле
Решением проблемы является жёсткий контроль производства на каждом уровне и, что логично, переход на командно-административную плановую экономику.
Плановую экономику относят к признакам диктатуры. Но! Возьмём государство, где политикой управляет demos, – народ, – а экономикой – производственные планы, построенные правительством на основе сводок с рынка. Рыночная экономика в сердце плановой. Довольно рабочая схема: в стране или в отдельном регионе поднимается спрос на развлекательную продукцию, государство расходует больше на развлекательную продукцию, а над бытовой усиливает контроль качества. И наоборот, становится необходимой бытовая продукция – государство требует производить больше бытовой, а над развлекательным товаром усиливает контроль качества. В количестве увеличивается только требуемая в данный период продукция, в качестве не теряет никакой вид продукции. Государственный контроль – тот самый контроль извне, который позволит нам в ситуации с цифровым примером повлиять на актуальный контент – способен урегулировать производство, не допуская кризис качества. Диктатура и не пригодится.
Интересное предположение
В связи с этимологией слова «товарищ», производное от «товар», можно предположить, что все граждане СССР являются производными от «товара», в пользу тому же противодействию культуры Союза культуре потребления. Если углубиться, то, учитывая такое противодействие, культура СССР в каком-то роде была направлена на представление гражданина не как потребителя, а как товар, то есть на извлечение выгоды из него, как ресурса, другими словами. Фактически, в Союзе могло обладать некое крепостное право, или даже рабство, где человек, проходя через призму коммунизма — «От каждого по его способностям, каждому по его потребностям», — учитывается как ресурс труда, бесплатного в каком-то смысле.
Но это только предположение. 😉
Итог
О кризисе качества стоит задуматься, ведь серьезная проблема может перерасти в катастрофу.
Спасибо за ваше время, если вам понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь и ждите дальнейших интересных материалов!