Найти тему
Алексей Лебедев

Из рассказа "Тётя Хелла"

В соответствии с предписанием врача Ядвига должна была несколько дней провести в постели. В Берлине у неё было всего несколько знакомых. Ядвига дала Бобику записку и попросила найти её подругу тётю Хеллу на Зоммерштрассе, и попросить её прийти. Бобик был рад возможности выйти на улицу. Он побежал через Парижскую площадь, мимо Бранденбургских ворот, налево на Зоммерштрассе. Он стоял перед старым домом. Позвонил.

Ливрейный лакей открыл дверь, посмотрел через голову Бобика на улицу и хотел уже закрыть дверь, когда Бобик приблизился вплотную и вставил ногу, чтобы дверь не закрылась. Ему было обидно, что он такой маленький, что через него можно смотреть, его не замечая. Он сказал, что хочет поговорить с баронессой, лакей не хотел его впускать. Что делать? Он не хотел быть невежливым, но нужно было поговорить с тётей Хеллой лично. Он собрал всё своё мужество и заорал:

– Я Бобик из Москвы, и я требую пропустить меня к тёте Хелле, мне нужно её видеть! Идите сейчас же и известите её! – Удалось! Лакей согнулся в поклоне и поспешил с докладом. Послышались громкие голоса, которые приближались. Появилась тётя Хелла в утреннем халате, он подбежал, и они обнялись. Она его подняла в воздух, потом поставила и удивленно спросила, что он делает в Берлине, когда он прибыл из Москвы и где Ядвига, не хочет ли он позавтракать, взяла его за руку и повела в салон.

Через некоторое время тот же слуга принёс на большом серебряном подносе чай и тосты, и поставил всё на маленький столик. Он очень внимательно обслуживал тётю Хеллу и Бобика. Бобик привык кивком головы благодарить слуг, но сейчас был немилостив, потому что его разозлила дерзость слуги. Он хотел показать, что он господин. Когда лакей удалился, тётя Хелла спросила:

– Почему ты так недружелюбен к нему?

– Да, тётя Хелла, сначала он хотел закрыть дверь перед моим носом, потом не хотел и слушать, чтобы пропустить меня к тебе, что мне оставалось делать? – Я ворвался силой и обругал его, этот язык он понимает!

– Ну, да, но ты можешь представить, что он не привык принимать молодых людей твоего возраста. Но нужно отдать тебе должное, в тебе заговорил господин, и ты справился. Поступай так же и дальше, но только в тех случаях, когда действительно нужно применить власть. В других случаях результат лучше достигается вежливостью. – Бобик принял этот скрытый упрёк. В первый раз в жизни он был сам равноправным гостем, завтракавшим со взрослой дамой, и его самомнение поднялось от того, что его воспринимают всерьёз.

Тётя Хелла расспрашивала его о их планах и о том, что они видели. Он рассказал ей с большим чувством юмора о происшествиях в Германии. Она смеялась своим светлым голосом. Бобик пробыл у неё дольше, чем предполагалось. Неожиданно ему пришло в голову, что мама может быть взволнована его отсутствием и, что он обещал за ней ухаживать. Он договорился с тётей о времени её посещения Ядвиги, обнял её сердечно и благодарно, она проводила его до выхода. Он хотел уже броситься бежать, как она его остановила:

– Погоди, мой шофёр тебя отвезет, так будет быстрее, а я тем временем позвоню Ядвиге, что ты выехал. – Подъехала машина. Бобик охотнее сел бы рядом с шофёром на переднее сиденье, но слуга открыл заднюю дверь. Шофёр повернулся к нему и спросил:

– Куда прикажете? – Бобик не понял предложение, чего-то видимо не хватало, но сказал так, как при нём в таких случаях говорили взрослые: "Адлон!". – Он чувствовал себя ужас каким взрослым, но где-то внутри ворочалось недоброе чувство, не рано ли ему ещё становиться взрослым?

Мерседес остановился у отеля, шофер вышел и открыл ему с поклоном дверь. У Бобика не было с собой денег, и он не знал, сколько нужно давать в таких случаях на чай. Он попросил шофёра подождать минутку, подбежал к портье и попросил его ссудить пять марок. Тот был очень удивлён, но покопался в кармане и протянул монету Бобику, который побежал к машине и протянул деньги шоферу. Тот испугался и не знал несколько мгновений, как себя вести, но потом поклонился и поблагодарил. Бобик чувствовал себя взрослым магнатом. Некоторые люди в отеле видели всё происшедшее из окна, они смотрели на него с улыбками, он приветливо улыбался в ответ и помчался наверх. Пополудни пришла тётя Хелла и внесла в тихую комнату жизнь и радость. Ядвига во время разговора изменилась, глаза блестели, щёки порозовели, она говорила весело и утверждала, что совсем здорова. Тётя Хелла пригласила их на парад, у неё хорошие места на трибуне.

В уговоренное время баронесса забрала Ядвигу и Бобика из отеля и повезла на авто к площади, на которой должен был состояться парад. Они заняли места на скамьях трибуны. Бобик был возбужден. Он уже бывал на парадах в Москве и Петербурге. Окружающие кивали им или махали руками, было видно, что здесь тётю Хеллу все знают. У Ядвиги была без сомнения самая большая шляпа, к тому же она очень хорошо выглядела, вокруг дамы, и в особенности мужчины направляли на неё бинокли.

Ядвига была смущена откровенным вниманием и сказала, что Хелла имеет большой успех у своих знакомых, которые её рассматривают. Баронесса засмеялась:

– Ты сама знаешь, Ядя, что все взгляды обращены не на меня, а на тебя. Завтра мой телефон будет звонить без умолку, все будут интересоваться, что за экстравагантная красавица была рядом со мной!

Мороженщик ходил по рядам. Тётя Хелла заметила взгляд Бобика и купила ему вафельную трубочку с мороженым. Бобик попробовал, няня делала несравненно лучше. Он съел немного, больше не хотелось, куда деть остаток? Он тихонько положил его на доску у своих ног.

Начался парад. Впереди ехал офицер, очень прямой и гордый. За ним вышагивал духовой оркестр, игравший марши, затем следовали солдаты. Их лица были неподвижны, взгляды направлены в бесконечность. Тела очень прямые, они поднимали совершенно одновременно прямые ноги неправдоподобно высоко. Бобик уже видел много парадов. Русские солдаты тоже печатали шаг, а японцы почти играючи скользили с мягкими коленями.

Здесь же было впечатление, что маршируют не люди, а механические наряженные куклы. Это его пугало, неужели людей можно надрессировать до состояния куклы? Он посмотрел на маму, её лицо было замкнутым и отрешенным. Тёте Хелле, напротив, парад доставлял большой удовольствие, её глаза сияли. Остальные зрители тоже выглядели веселыми и довольными. Форма, как и у русской гвардии, была в основном пёстрой и красивой. Мужчины были красиво одеты, музыка была веселой и громкой.

До Бобика вдруг дошло, что среди зрителей внизу перед ним что-то происходит. Пожилая приличная дама крутилась, пытаясь достать рукой свою спину. Он понял, что остаток его мороженного, который он положил на доску помоста, растаял и протёк прямо на спину этой даме. Жидкость уже затекла за воротник на тело, и дама пыталась выяснить, что там такое причиняет ей неудобство. Ядвига и тётя Хелла тоже заметили происшедшее несчастье.

Тётя Хелла быстро соображала, она наклонилась к Бобику и шепнула, что ему лучше быстро исчезнуть, они встретятся у авто. Бобик пробрался по ряду и соскочил. И вовремя. Бобик видел, как дама, дотянувшись до испачканного места на платье, рассматривала розовое пятно на перчатке, понюхала, поняла, что произошло нечто неаппетитное, повернулась к заднему ряду и обнаружила перед своим носом остаток вафельной трубочки, но зрительское место было пустым. Она обратилась с вопросом к тёте Хелле, но та ничего не знала. Тётя Хелла качала головой и сделала сочувствующее лицо, она не помнила, кто здесь сидел, она была так увлечена парадом. Дама подхватила своего мужа под руку, заставила его встать, они направились на выход.

Они прошли совсем близко от Бобика. Он ей улыбнулся, она хмуро посмотрела на него и отвернулась. Удивительно, что на этот раз у него не было угрызений совести. Конечно, он не нарочно это устроил, он не предполагал, что мороженное протечет даме на платье, всё казалось ему комичным. Он удивился такой реакции тёти Хеллы и что всё обошлось без упрёков.

– "Если все немцы так милы к детям, я, пожалуй, научусь их переносить. У нас они бы раскричались, ахи, охи, пока дама бы не поняла, кто виновник. Тогда ору бы не было конца!" – Когда по окончании парада тётя Хелла и Ядвига спустились с трибуны, он схватил тётину руку и пожал её:

– Спасибо, у тебя хорошая реакция, ты хорошо это сделала, с тобой можно лошадей воровать! – Тётя Хелла рассмеялась:

– Спасибо за комплимент, он мне льстит!

Как и предполагалось, многие из знакомых позвонили и поинтересовались, что за красивая иностранка была с нею. По этому поводу тётя Хелла устроила званый чай в честь Ядвиги. Бобик был очень недоволен, что его не пригласили, но тёте не хотелось приглашать его сверстников, а сидеть целый вечер чинно со взрослыми ему будет скучно. Он с этим согласился, но всё же было обидно. Ядвига посоветовала ему погулять по городу. Он мог, к примеру, посетить паноптикум в пассаже на Фридрихштрассе. Он не понял, что это такое, решив, что это вид кино.

----

Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи

Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.

Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.

#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич