Опять, дорогие читатели, вы сподвигли меня на поиск материала по старой теме, которая, видимо, сейчас крутится платформой и многих заинтересовала своим продолжением.
И вот, в рамках этого поиска я сегодня вычитывала бесконечные дневники Александры Викторовны Богданович (1846-1914 гг.), которые она вела очень много лет, и в которых фиксировала все слухи, сплетни и события, будоражившие российскую общественность.
Хочу сказать, большое ей спасибо за этот труд, ибо многие вещи ее записи представляют совершенно в ином свете, нежели сейчас их принято вспоминать. Она писала то, что реально думали и чем реально занимали умы ее современники. Так что пренебрежительно отзываться о ней как о сплетнице, как это делают некоторые, я бы поостереглась.
Дневники я еще не дочитала, нужных мне данных не нашла, зато, по ходу дела, выявила много весьма любопытной информации.
И в частности - детали похорон великого российского музыканта Николая Григорьевича Рубинштейна (1835-1881 гг.)
Сейчас его имя почти позабыто. Искусство музыканта во времена, когда не было возможности качественно записать его исполнение на аудио или видеоносителях, увы, уходило вместе с ним.
Но в те времена это была очень большая знаменитость.
Я не буду пересказывать его биографию, скажу только, что великих Рубинштейнов было два.
И они были родными братьями.
Николай был младшим, и известным больше в Российской империи. Антон (1829-1894 гг.) , внешне очень похожий на композитора Бетховена, был старшим, и его слава была мировой. Это было связано с их предпочтениями в гастролях. Антон широко гастролировал по миру, а Николай не любил выезжать за пределы России - исключение он делал только для Австрии и Франции.
Они были выходцами из еврейской семьи, которая приняла православие в широком составе родственников, чтобы иметь возможность беспрепятственно вести бизнес.
Отец мальчиков владел карандашной фабрикой. А вот мать была пианисткой. В семье было примерно 5 детей (мои подсчеты), но эти два брата с детства обратили на себя внимание выдающимися музыкальными способностями, хотя в семье такими способностями обладали в разной степени все дети. Их таланты развивала сперва мать, потом - педагоги, на которых не скупились родители.
Братья отметились и как виртуозные музыканты и как великие композиторы (Антон), дирижеры и педагоги, при этом, некоторые считали, что младший как исполнитель был талантливее старшего.
Их еврейское происхождение нет-нет, да и всплывало в контексте разных политических событий, в частности, 20 века, и сыграло определенную роль в том, что их вклад в развитие музыкального искусства был в Европе несколько замят (это сейчас там всех любят - так было не всегда).
Оба брата отлично зарабатывали и очень широко занимались благотворительностью. Они помогали людям и в большом и в малом, и не афишировали этого.
Петр Чайковский, например, который был учеником Антона Рубинштейна писал, как его опекал Николай Рубинштейн. Ходил за ним как нянька, и покупал ему даже рубашки, ибо будущий великий русский композитор на заре карьеры был страшно беден.
В 1870 году Николай Рубинштейн провел 33 (!) благотворительных концерта после которых он не получил ни копейки, а все собранные средства отправлены были в помощь Красному Кресту. Таких случаев было очень и очень много в истории жизни обоих братьев.
Николай Рубинштейн, о котором у нас сегодня речь, помимо прочего, был очень приятным человеком, который свое обаяние пускал на развитие музыкальной культуры в России (он был основателем и первым директором Московской консерватории), а так же, рекламировал русскую музыку во время заграничных гастролей.
Я вам так, обзорно и довольно поверхностно рассказываю о братьях, просто чтобы вы поняли, что каждый из них был огромной культурной величиной для современников. Не все в их биографиях складывалось гладко, они имели завистников, которые при случае стремились навредить, но все эти шероховатости не имели существенного влияние на сияние их творческих звезд.
И вот, в 1881 году, находясь в Париже, Николай умирает.
Болел он уже давно, с конца 1870-х годов (чем - я не нашла), лечился, в том числе на известных европейских курортах, но...
Эта новость буквально потрясла Россию.
Были выделены средства на перевозку его тела на родину. За гробом уехал брат Антон.
Обряд похорон был разработан очень пышный и торжественный.
Сам Николай, предчувствуя кончину, оставил такие указания на этот счет:
...Чтобы после его смерти исполнили в память его «Реквием» Шумана и чтобы в день смерти его устраивали обед, на котором будут являться все, помнящие его, и с бокалом шампанского говорить: жаль, что с нами нет Николая Григорьевича!...
Забегая вперед скажу, что это указание исполнялось до самой революции - в первое воскресенье после даты его смерти в ресторане Арбат проходить Рубинштейновские обеды в память о Николае - на них собирались его коллеги и почитатели, чтобы отдать ему дань уважения и памяти.
Но были еще сами похороны.
По всей Москве в этот день зажгли уличные фонари,
грандиозные толпы народа пришли почтить память музыканта,
гроб утопал в венках и букетах,
ученики рыдали.
Композиторы Чайковский и Танеев посвятили ему специальные произведения...
Все это было заранее подготовлено и проплачено.
А теперь, внимание, данные из дневника Богданович. О законе подлости.
Из Парижа отправляли несколько гробов. В частности, одновременно с Рубинштейном там умерла некая рижская баронесса. И французские служащие, перепутали гробы.
Поэтому в Россию вместо Николая Рубинштейна на уже подготовленные пышные похороны доставили баронессу. И композитор, соответственно, уехал в Прибалтику.
Пришлось хоронить баронессу. Так бы дело и замяли, но родственники баронессы требовали ее тело вернуть.
Чем закончилась эта история - я не знаю.
Нигде не нашла ни ее саму (кроме дневников Богданович), ни ее окончания.
Но... вот так.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.