2 подписчика

Как в России начинает появлятся полочное кино

В СССР с 1930-х годов существовало "полочное кино" - готовые к показу фильмы, которые из-за цензуры так и не были показаны широкой аудитории.

В СССР с 1930-х годов существовало "полочное кино" - готовые к показу фильмы, которые из-за цензуры так и не были показаны широкой аудитории. Теперь, спустя 90 лет, история кино в России снова проходит через подобный оборот: из-за различных политических причин многие фильмы и сериалы не выходят в кинотеатрах и на стриминг-платформах.

В чем же причины данного явления и какие фильмы попали с этот список.

«Просточеловек»

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

История вокруг дебютного фильма Яны Климовой-Юсуповой «Просто человек» оказалась необычайно драматичной. В фильме рассказывается трогательная история о поиске родной матери главным героем, исполненным Филиппом Авдеевым, которого оставили в роддоме, и отказ от него написала его мать, которую играет Чулпан Хаматова. Премьера фильма в России прошла без проблем на закрытии кинофестиваля «Горький fest» в Нижнем Новгороде, хотя вызвала удивление своим местом и временем показа, так как на этом фестивале президентом является актер Михаил Пореченков.

Фильм получил прокатчика в холдинге «Газпром-Медиа», который планировал выпустить картину 25 августа 2022г.. Однако несколько дней до релиза фильм был исключен из графика без официальных комментариев дистрибьютора. Еще один «чудо» произошло с московской премьерой фильма в секции «Программа российского кино» Московского кинофестиваля. Несмотря на выступление президента фестиваля Никиты Михалкова против показа фильмов, в которых снялись уехавшие из России артисты, открытый показ «Просточеловека» в параллельной секции фестиваля 28 августа прошел в здании Дома кино находящегося под эгидой Союза кинематографистов, председателем которого является Михалков. В итоге, фильм собрал полный зал.

При этом прокатные перспективы фильма в данный момент равны нулю из-за исполнения главной роли Чулпан Хаматовой, которую признали иноагентом на территории РФ.

«Ампир V»

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

История третьего фильма Виктора Гинзбурга началась с заявки на проект в 2011 году, но поиск финансирования затянулся на многие годы. В 2015 году был организован двухгодичный краудфандинг, а в 2018 году продюсеры выпустили криптовалюту Bablos, надеясь привлечь дополнительные средства.

Осенью 2021 года возникли проблемы с Фондом кино, который через суд требовал возврата субсидии в размере 70 миллионов рублей, выделенной на производство фильма в 2017 году. В результате несоблюдения сроков сдачи проекта условия субсидии были нарушены.

Фильм получил российского прокатчика в лице Sony Pictures, а затем, из-за приостановки деятельности компании в России, перешел к компании «Вольга». Однако министерство культуры отказало в выдаче прокатного удостоверения из-за возрастного рейтинга 16+.

Некоторые кинокритики успели ознакомиться с фильмом до его отмены, и, по словам киноэксперта Екатерины Мцитуридзе, фильм, скорее всего, выйдет в российский прокат в осенний период после того, как продюсеры согласятся изменить возрастной рейтинг на 18+. Хотя публично никто не связывает отмену проката с участием рэпера Оксимирона (также признан иноагентом в РФ), в индустрии существует такое мнение.

Скорее всего, фильм надолго лег на полку, хотя режиссер фильма уверяет, что экранизация Пелевина должна дойти до зрителя.

«Жена Чайковского»

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Последнюю работу режиссера Кирилла Серебренникова "Жена Чайковского", совместное производство России, Франции и Швейцарии, могут не увидеть и россияне внутри страны. Масштабный биографический фильм о браке Петра Ильича Чайковского и его жены Антонины Ивановны Милюковой попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля. Сам режиссер уехал во Францию в конце марта - на следующий день после того, как был отменен приговор по делу о мошенничестве в особо крупном размере и погашена судимость. С тех пор зарубежная пресса часто фокусируется на его политической судьбе, в большинстве новостей и статей его называют диссидентом. Газета "Нью-Йорк Таймс" представила подробный анализ положения режиссера в России и в мире, охарактеризовав его как "застрявшего между Москвой и Голливудом".

В отличие от "Капитана Волкогонова" и "Простого человека", "Жене Чайковского" повезло меньше. Производственная компания Hype Film, ответственная за фильм, еще не достигла соглашения с российскими дистрибьюторами о выпуске фильма. Фестивальная премьера в стране также не состоялась. Режиссер отказался комментировать судьбу фильма. В настоящее время он занят работой над новым фильмом "Лимонов, баллада об Эдичке", экранизацией книги Эммануэля Каррера "Лимонов", главную роль в которой исполняет Бен Уишоу. Съемки проекта завершились в Риге в начале сентября.

Релиз "Жены Чайковского" запланирован на 2023 год, но исключительно в Европе. Продюсеры Hype Film также отказались от комментариев: Илья Стюарт занят созданием новой кинокомпании Hype Studios в Европе. Вполне вероятно, что российский рынок больше не является приоритетным для продюсеров Hype в новой реальности.

«Я иду играть»

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Полнометражный дебют Анны Зайцевой - фильм ужасов на игровую тематику "Я иду играть" - планировался к выходу в России дважды, но каждый раз что-то мешало. Совместный проект студии Bazelevs (Тимур Бекмамбетов) и "МТС Медиа" (Игорь Мишин) был представлен без ограничений на зарубежных кинофестивалях в 2021 году под названием #Blue_Whale. Мировая премьера состоялась на фестивале Fantasia в Канаде, также фильм был показан в Европе и США.

Положительные отзывы о фильме в зарубежной прессе воодушевили российских кинопрокатчиков, которые планировали выпустить его в прокат 7 октября 2021 года. За выпуск отвечала дистрибьюторская компания "Наше кино", но, к сожалению, дата релиза была перенесена на 18 ноября, а за неделю до премьеры фильм привлек внимание Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной.

Представители Министерства культуры, Министерства образования, Министерства юстиции, Следственного комитета, Администрации Президента, ФСБ, а также психологи, специализирующиеся на детской психологии и девиациях и отклонениях, посетили специальный показ фильма перед его выходом. В результате было принято решение о повторном монтаже фильма о группах смерти. По словам Игоря Мишина, были изменены некоторые сцены и концовка.

В августе прошлого года режиссер Анна Зайцева заявила в своем инстаграме, что не знает, когда ее фильм выйдет, но что будет один показ на Московском международном кинофестивале. Через год фильм, который тогда назывался "#Хочувигру", был показан вне конкурса на фестивале "Дикие ночи". Длительность фильма на ММКФ составляла 94 минуты, что незначительно отличается от каталогов других международных фестивалей, где он был показан ранее (92 минуты). Сейчас фильм называется "Я иду играть", и продюсеры планируют показать его широкой аудитории в кинотеатрах и на онлайн-платформе KION. Руководитель компании Bazelevs отказался комментировать перенос релиза и перемонтаж фильма, а точная дата выхода на KION пока неизвестна. Режиссер надеется, что ее фильм найдет свою аудиторию, и что никто не откажется от его официального релиза.

Что будет дальше?

Тяжело точно сказать, какие отснятые проекты, которым закрыли дорогу в кино, просочились для просмотра онлайн (Капитан Волконогов бежал и Власть), новые проекты скорее всего будут проходить корректуру в угоду нынешней политической повестке.

Вообще такая тенденция не говорит о здоровом отношении власти к культуре и свободе выражения, поскольку не должно существовать только одной точки зрения.