Уж как только не глумились над последним фильмом Любови Орловой и режиссера Александрова "Скворец и Лира". Один знаменитый каламбур "Склероз и климакс" чего стоит.
Появилась даже легенда, что руководство Госкино убрало этот фильм на полку из-за несоответствия внешности 72-летней Орловой, ее роли 20-летней девушки и общего "маразматического" сюжета.
Я тоже долгое время так думал, пока сам решил не посмотреть этот фильм. Только тогда я понял, почему "Скворца и Лиру" не показали на широком экране (об этом дальше).
Да, "Скворец и Лира" не шедевр, скорее, крепкий (красиво и дорого снятый) середнячок. Но разве являются шедеврами, например, первые фильмы о Джеймсе Бонде? Однако они уже классика мирового кино со всеми их достоинствами и недостатками.
Про "Скворца и Лиру" можно сказать то же самое. Только вместо Джеймса Бонда здесь советская разведчика под позывным "Лира" предотвращает реваншистский заговор верхушки Западной Германии.
Кстати, еще один расхожий миф: в фильме нигде не говорится, что "Лире" 20 лет. Большую часть времени предполагается, что героине Орловой около 35 лет. Но следует согласиться, что, несмотря на все усилия оператора и гримера, актриса выглядит старше этого возраста (хотя, и очень эффектно).
Все-таки в 72 года при всех медицинских ухищрениях (тем более 50-летней давности) на 35 лет выглядеть не сможешь.
Но ведь и Марлен Дитрих долгое время играла "женщин за 30". И никто над ней не смеялся ни в то время, ни в наши дни.
Но в чем же тогда дело? Почему "Скворца и Лиру" положили на полку?
Моя версия такова:
В какой-то момент в фильме появляется Светлана Светличная в роли американской шпионки Генриетты. При этом Светличная выглядит просто потрясающе. С одной стороны, в ней есть что-то демоническое, а с другой стороны - вызывающе притягательное.
На мой взгляд, в этой маленькой эпизодической роли Светлана Светличная затмила Любовь Орлову. Но, конечно, не профессионализмом, а эффектной внешностью и харизмой (если не юности, то еще молодой, но уже зрелой женщины).
То же самое можно сказать и о другой массовке из девушек. Контраст подлинной и искусственной молодости уж слишком заметен.
Вероятно, на съемочной площадке это было не так очевидно. Но когда Любовь Орлова посмотрела отснятый материал, то все поняла. Время звезды Сталинского кинематографа все-таки уже ушло.
Скорее всего, убрать "Скворца и Лиру" подальше на полку было решением самой Орловой, а не руководства Госкино (до него этот фильм даже не дошел) и уж тем более каких-то органов, которые "что-то" не то увидели в этом фильме (гуляет и такая мало обоснованная версия).