5 мая 1852 года герой Кавказской войны Хаджи-Мурат погиб в стычке с отрядом казаков и горской милиции на территории нынешнего Азербайджана. Там и находится его могила, считающаяся зияратом – священным местом для мусульман. Однако имам похоронен без головы: его череп с 1959 года хранится в петербургском Музее антропологии и этнографии (МАЭ РАН, Кунсткамера. – Прим. ред.), что вызывает постоянное недовольство современных горцев. Читайте историю легендарного военачальника
Заложник музея
Имя этого дагестанского воина известно далеко за пределами Кавказа. История жизни и смерти Хаджи Мурата поражала современников и историков. Лев Толстой посвятил ему повесть, а в XX веке режиссеры пытались перенести образ аварского вождя на телеэкраны.
В 1930 году на берлинской студии был снят фильм «Белый дьявол» (Der weiße Teufel), где главную роль исполнил актер немого кино Иван Мозжухин. А в 1959 годы в кинопрокат вышла картина «Хаджи-Мурат - Белый Дьявол», в которой блистал Стив Ривз, «Мистер Вселенная», известный по ролям древнегреческих героев в американском кинематографе. Хотел снять фильм о Хаджи Мурате и кинорежиссер Георгий Данелия, но в итоге Госкино СССР закрыло проект.
В годовщину смерти человека-легенды SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты из его жизни.
«Вождь кавалерии»
«Бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе», - писал в марте 1881 г. авторитетный журнал «Русская Старина».
Военный же историк Арнольд Зиссерман называл этого военноначальника «гениальным дикарем» и храбрейшим из самых храбрых горцев.
«Он был необыкновенный вождь кавалерии, находчивый, предупредительный, решительный в атаке, неуловимый в отступлении… Перенеси этого гениального дикаря, каков он был — в армию французов, либо ещё лучше — в армию Мольтке, в какую хотите европейскую армию, всюду Хаджи Мурат явился бы лихим и лучшим командиром кавалерии», - писал он в своих мемуарах, отмечая, что этот «витязь» умудрялся даже «держать как на сковороде» таких умных полководцев, какими были князь Аргутинский-Долгоруков и князь Михаил Воронцов.
Уроженец Хунзаха то сотрудничал с русскими войсками, то 15 лет был «правой рукой» имама Шамиля, который в свою очередь назначил того наибом (уполномоченным имама – прим.) всех аварских селений.
Историки сходятся во мнении, что Хаджи-Мурат, несмотря на то, кто был его союзником, оставался, в первую очередь, верен себе, своим интересам и убеждениям.
В 22-летнем возрасте он оказался во главе хунзахцев после убийства имама Хунзаха Гамзат-бек, которое совершил его старший брат Осман. Несмотря на то, что в это время набирал силу мюридизм, Хунзах на девять лет стал «островом непокорности». В это время Хаджи-Мурат и сторонник мюридизма Шамиль были по разные стороны баррикад.
Когда российские войска, воевавшие с Шамилем, нанесли врагу поражение на Гоцатлинских высотах и заняли Хунзах, то Хаджи-Мурат принял решение остаться при дворе. Российские власти назначили его фактическим командиром всеми аварскими воинскими подразделениями, но провозгласили ханом малолетнего Султан-Ахмеда.
Между молодым воином и Ахмед-ханом началось соперничество, переросшее во вражду. В итоге Хаджи-Мурата обвинили в том, что он ведет тайные переговоры с Шамилем. Горца арестовали и под конвоем отправили в Темир-Хан-Шуру, населенный пункт известный сейчас как Буйнакск. Несмотря на то, что Хаджи-Мурат был связан, ему удалось бежать. Он совершил безрассудный по своей смелости прыжок со скалы, по которой пролегала тропинка. При этом он утащил за собой двух конвоиров. Историки сходятся в том, что беглецу удалось выжить после такого падения потому, что он упал как раз на них. С переломом ноги он смог добраться до населенного пункта, где ему местные пришли на помощь.
Правая рука
После этого случая Хаджи-Мурат перешел на сторону Шамиля. Имам так ценил его, что сделал своей «правой рукой». Более 10 лет их сотрудничество наводило страх на российские войска. Хаджи-Мурата стали назвать «призрачным» воином. Он организовывал дерзкие набеги и проводил карательные акции ради мести. Известно, что русское командование выделяло лучшие отряды из элитных воинских частей туда, где мог объявиться уроженец Хунзаха.
Но и дружбе с Шамилем пришел конец. Своенравный Хаджи-Мурат исполнял не все указания имама, в итоге тот лишил его наибства. Дело дошло даже до открытых столкновений представителей двух сторон. В итоге, чтобы решить конфликт интересов, в Чечне должен был состояться съезд наибов. Хаджи-Мурат почувствовал, что может попасть в ловушку Шамиля, и с четверкой преданных воинов отправился к крепости Воздвиженская, где сдался русским властям.
Такое развитие событий было на руку русским. Они принимают его с почестями, но до конца не доверяют, зная взрывной характер горца. В итоге, несмотря на вежливое обхождение, Хаджи-Мурат находился фактически в положении пленника. Когда же он узнал, что Шамиль хочет убить его семью, то предпринял попытку бегства.
Со своими сподвижниками он стремится в горы, но недалеко от селения Нухи их настигают казаки и милиция. По легенде, пятерым воинам противостояли 300 человек. Несмотря на такой перевес сил, схватка продолжалась несколько часов. Потеряв друзей, раненый Хаджи-Мурат продолжал отбивать атаки. Даже получив 12 пулевых ранений, он кинулся на идущих на него казаков с кинжалом в руках. Сохранилась история, что герой погиб под шквальным огнем, обняв дерево. Непокорному военноначальнику отрубили голову, которую отправили графу Воронцову в качестве доказательства смерти смутьяна.
«…Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее… Этот человек – ужас стольких людей и провинций – действительно умер…», - писал позже Воронцов князю Чернышеву.
Так голова воина и осталась в Петербурге. Сначала она хранилась в Военно-медицинской академии, затем была передана в Кунсткамеру.
В 2017 году о том, что Хаджи-Мурата нужно предать земле, говорил и глава Чечни Рамзан Кадыров. Семь лет назад Минкульт РФ создал межведомственную комиссию по координации деятельности, связанной с исследованием и перезахоронением наиба, однако дело не сдвинулось с мертвой точки до сих пор.
Верните череп на родину
Как рассказали «АиФ» в Кунсткамере, череп, предположительно идентифицированный как череп Хаджи-Мурата (этот момент до сих пор ставится под сомнение. – Прим. ред.), никогда не экспонировался и для исследований не используется. Музей и сам интересовался о порядке его передачи, однако получил ответ, что это станет возможным «только после окончательного решения о принимающей стороне». Это предписание о хранении черепа в Кунсткамере подтверждалось ежегодно.
«Череп может быть передан решением Министерства культуры РФ соответствующей службе по сохранению историко-культурного наследия Республики Дагестан. Организацию предполагаемой церемонии передачи черепа при соответствующей консультационной поддержке Минкульта РФ Музей готов взять на себя», – прокомментировал директор МАЭ РАН Андрей Головнев.
«Это кощунство!»
Меж тем в Дагестане считают, что в Петербурге хранится череп не только Хаджи-Мурата, но и еще 14 дагестанцев, погибших в ходе Кавказской войны. Минувшей осенью ученые, общественные деятели, чиновники и депутаты Республики опубликовали открытое письмо с требованием вернуть останки народных героев в Дагестан, в котором не сдержали обвинительную риторику.
«Это кощунство, которое продолжается более 170 лет, что является безусловным выражением презрения к современным дагестанцам. Когда-нибудь это может стать болезненной занозой в сложившихся за 160 лет братских отношениях Дагестана и России», – говорится в письме. Также адресанты процитировали Суворова, которому приписываются слова: «Пока не похоронен последний погибший на войне солдат, война не закончена».
Пока на это письмо открыто отреагировал только глава Дагестана Сергей Меликов, поручивший «детально изучить ситуацию и подготовить варианты решения в нынешних условиях».
«Эти останки не должны рассматриваться как музейные экспонаты. С участием потомков их нужно предать земле по всем религиозным канонам. Это верное и человечное решение. В любом случае историческая справедливость должна быть восстановлена!», – написал в своем телеграм-канале Сергей Меликов.
Мнение эксперта: ««Дело в ответственности»
Политолог Дмитрий Солонников:
«Вопрос с передачей черепа Хаджи-Мурата совсем не новый: еще в 90-е годы этим пытались заниматься экс-губернаторы Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, Владимир Яковлев. Научное сообщество много раз говорило, что ничего уникального в этом черепе для исследований нет. Он важен как память о человеке, но тогда и поступить с ним нужно по-человечески. Однако здесь мы встречаем понятную ситуацию, когда никто из чиновников не хочет брать на себя ответственность. Яблоком раздора между братскими народами это, конечно, не станет, но в нагнетании и без того тревожной обстановки может быть использовано».
Авторы Мария Соколова, Евгения Парникова