Фильм «Старики-разбойники» хочется смотреть снова и снова, каждый раз удивляясь фантазии сценаристов кинокомедии. Мы смеемся и думаем, что вынести из музея картину Рембрандта невозможно. Но ведь вынесли же когда-то из Лувра Джоконду почти так как в рязановском фильме!
Известие о пропаже картины самого Леонардо да Винчи взбудоражило французов 23 августа 1911 года. С первой страницы парижской газеты Le Matin крупными буквами кричал заголовок: «Невообразимая новость! Джоконду похитили из Лувра!»
Общественность была не на шутку встревожена. Пикантность ситуации прибавлял факт отсутствия качественных репродукций картины. Газеты сообщали о таинственной краже шедевра Леонардо, но показать картину читателям во всей красе были не в состоянии. Это еще больше подогрело интерес к Моне Лизе.
Охранник знал точно, когда картина была украдена
Лувр был немедленно закрыт для посетителей, а парижская полиция направила в него шестьдесят детективов. В течение недели следователи упорно искали улики, которые могли бы вывести их на похитителей. Но, несмотря на предпринимаемые усилия, мало что удалось установить.
Правда кое-что все-таки удалось найти… Но это кое-что было только рамой, в обрамлении которой еще совсем недавно красовалась Джоконда.
Наконец один из охранников проговорился, что утром 21 августа он выходил из зала, который охранял, на перекур. Когда же незадачливый страж вернулся, картины уже не было. Удивительно, но мужчине даже не пришла в голову мысль поднять тревогу, т. к. он решил, что Мону Лизу забрали сотрудники музея (ситуация, прямо как как в фильме «Старики-разбойники»).
По-детски простой грабеж
Все не могли понять, как получилось, что никто не увидел, как вор (или воры) уносят бесценную картину. Это происшествие, изначально интересное лишь жителям Франции, скоро попало в заголовки и иностранных газет. Теперь о пропавшей Моне Лизе заговорили во всем мире.
Писали о некоторой теории заговора. Но правда, оказалась куда прозаичнее.
Тщательное расследование выявило, что вынести произведения искусства из Лувра было практически детской забавой! В огромной сокровищнице к мировым шедеврам относились до неприличия небрежно. И коль скоро дирекция не позаботилась наладить серьезную охрану, почему бы жуликам было не воспользоваться этим и не украсть то, что плохо лежит.
Первый подозреваемый
Сыщики трудились денно и нощно, и вот через парочку недель после пропажи, полиция произвела первый арест. Имя предполагаемого вора шокировало общественность, ведь арестованным оказался знаменитый поэт Гийом Аполлинер!
О нет, ему не вменяли участие в краже Моны Лизы. Аполлинер был обвинен в соучастии в воровстве других музейных экспонатов: древних финикийских статуэток. На самом деле, поэт конечно же не был замешан в криминале, его вина состояла лишь в том, что он состоял в приятельских отношениях с Жери Пьере – бельгийским авантюристом. Оказалось, что пройдохе Пьере на протяжении длительного времени удалось выносить из музея небольшие экспонаты.
В полиции решили, что бельгиец в конце концов решился на кражу века и вынес из Лувра картину да Винчи для того, чтобы впоследствии потребовать за нее выкуп. Но эта версия провалилась. Аферист Пьере не имел отношения к громкому делу и Аполлинера выпустили из-под стражи.
Продам за полмиллиона лир
Пролетали недели и месяцы, потом года, но Джоконда по-прежнему числилась пропавшей. Никто не знал, что же с ней стало.
Только осенью 1913 года наконец-то свершился прорыв в поисках. Итальянский арт-дилер Альфред Гери получил письмо от некого мужчины, который сообщал, что владеет украденным шедевром и предлагает выкупить у него Мону Лизу за полмиллиона лир.
Дилер решил, что с ним связался мошенник, желающий выдать копию Джоконды за оригинал и обратился за советом к Джованни Поджини - директору флорентийского музея Уффицы.
Пока она не вернется во Францию
Мужчины решили, что имеет смысл пойти на переговоры с мошенником. При этом они категорически настаивали на проведении экспертизы картины на подлинность. В результате долгих переговоров и торгов на встречу явился Леонардо Винценцо.
Этот человек сообщил Гери и Поджини, что картина хранится в его номере в отеле и он готов ее продать за вышеозначенную сумму с тем условием, что шедевр итальянского живописца никогда не попадет обратно во Францию. Вор утверждал, что мотивом кражи было не только получение денег, но и возвращение Моны Лизы на родину в Италию.
Альфред Гери был готов пообещать все, что угодно, лишь бы вызволить из неволи бесценную пропажу. После тщательной экспертизы выяснилось, что картина является подлинником. Джоконда была найдена!
Преступление и наказание
Джери и Поджини вызвали полицию, которая немедленно арестовала Леонардо Винченцо. Оказалось, что он назвался поддельным именем. Настоящее имя вора – Винченцо Перуджа. Он трудился несколько лет в Лувре в качестве стекольщика и в его обязанности входило остеклять картинные рамы.
На допросе он поведал изумленным полицейским, что совершенно не собирался воровать. Но, однажды увидев, что Джоконду никто не охраняет, он, повинуясь мгновенному импульсу, просто снял шедевр со стены, вышел на лестницу, вынул картину из рамы и... вынес из Лувра. Вот так все просто, как в комедии Эльдара Рязанова!
До того, как Перуджа решил поехать в Италию, произведение Леонардо два года хранилось в его парижской квартире, в чемодане.
Торжественное возвращение Моны Лизы в Лувр свершилось зимой 1913 г, перед наступлением Нового года. С тех пор картина под усиленной охраной. А что же стало с Перуджа? Суд был к нему чрезвычайно снисходителен. Вора-импровизатора приговорили к одному году и пятнадцати дням заключения в тюрьме. Но и этот срок он отсидел лишь частично.
Вскоре разразилась Первая мировая война и Перуджа отправился на фронт. Дальнейшая его судьба неизвестна.