Найти тему
Заметки мамы-училки

К чему привел эксперимент по отмене домашних заданий в моем классе

Оглавление

Домашние задания – это неотъемлемый элемент образовательной системы. Однако ряд экспериментов показал, что домашние задания могут оказывать негативное воздействие на учеников, и возникла идея их отмены.

Исследования показали, что домашние задания не всегда благоприятно влияют на успеваемость. Наоборот, часто это вызывает стресс и тревожность учеников, особенно тех, кто уже испытывает сложности в обучении. К тому же на дом задают слишком много, по жалобам детей и их родителей. Это огромная нагрузка.

А когда жить? Этим вопросом задаются многие семьи. Родители работают, приезжают домой поздно вечером, вместо приятного времяпрепровождения со своими детьми и отдыха они садятся за проверку домашних заданий. Часто приходится объяснять ребенку то, что он не может усвоить в школе или самостоятельно. Уроки растягиваются иногда до поздней ночи. Ни отдыха, ни покоя, только учеба!

У многих школьников ежедневные домашние задания напрочь отбивают желание учиться.

На фоне этих проблем возникли идеи отменить домашние задания в некоторых школах. Хотя конкретные результаты эксперимента различаются, многие измерения показали положительный результат. Например, в Калифорнии (США) одна школа провела эксперимент, исключив домашние задания учеников на один год. После года эксперимента уровень успеваемости учеников остался на прежнем уровне. Более того, тревожность, которую ученики испытывали по поводу домашних заданий, также уменьшилась.

Брендли Янг - учительница второго класса, которая отказалась от домашних заданий

Учительница начальной школы из штата Техас на целый год освободила своих учеников от домашки. Она написала письмо родителям с объяснениями такого поступка.

Источник blog.familypass.ru
Источник blog.familypass.ru

Она просила детей после школы проводить больше времени с родителями, гулять, играть на свежем воздухе, заниматься полезными делами дома, играть в настольные игры, раньше ложиться спать. Каждый вечер ученики должны читать по 20 минут литературу, которая им нравится.

Домашние задания класс выполнял, но только то, что не успевали сделать на уроке. В основном успевали всё.

К чему привел этот эксперимент через год?

Успеваемость детей не снизилась. Брендли Янг довольна результатами этого эксперимента, но она заметила забавный факт - некоторым детям действительно нравится выполнять домашнюю работу. Поэтому к концу года она начала задавать некоторые упражнения классу для выполнения дома по желанию.

Если честно, то я сама в своё время относилась к тем школьникам, которым нравилось выполнять домашнюю работу по определённым предметам. У нас у всех есть любимые и нелюбимые дисциплины. Согласитесь, по любимым предметам домашку делать прямо хочется.

Многие педагоги и родители полагают, что отмена домашних заданий может быть благоприятна для развития ученика и улучшения его психического и физического здоровья.

Однако следует заметить, что не все эксперименты были положительные, они показали, что без домашних заданий ученики могут начать терять уверенность в своих знаниях, не смогут себя организовать, не будет регулярности в учебе, что может привести к ухудшению успеваемости.

О моем эксперименте по отмене домашних заданий

Он проведен по моей инициативе. Многие не любят таких инициативных и вольнодумных педагогов, поэтому я сразу поясню: эксперимент я проводила всего на неделю. Участвовал в нем 3 класс.

Я, как и Брендли Янг, сообщила детям и родителям, что эту неделю на дом будет задаваться только то, что мы не успеем сделать в классе. Это касалось уроков русского языка и математики, а по устным предметам нужно было только читать параграф, который разбирался на уроке, по желанию.

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

В начале урока я сразу говорила детям, что они должны послушать моё объяснение и выполнить такие-то упражнения. Те задания, которые выполнить не успеем, останутся на дом. Никто из ребят не хотел делать их дома, поэтому на этой неделе они все без исключения занимались на уроке с особым старанием, рвением, внимательностью. Не было лентяев, а дисциплина была на высоте. Мне это нравилось, только особо шустрые дети самостоятельно пытались сделать все задания урока в три раза быстрее, не слушая моих объяснений и отвечающих одноклассников. Это был первый минус.

Второй минус в том, что успеваемость ухудшилась у некоторых учеников. Это касалось только отстающих, они получили плохие отметки за самостоятельные работы в конце недели. То есть домашние задания они не выполняли, родители их тетрадки не открывали, не пытались ничего объяснить, что ребенок не понял на уроке.

Устные предметы отвечали только два-три человека из класса, остальные не горели желанием пересказывать рассказ или параграф по окружающему миру.

Я пришла к выводу, что многим домашние задания действительно нужны. Тем, кто хочет их выполнять, и тем, кто отстает. С отстающими я занималась дополнительно после уроков, чтобы не перекладывать образование на плечи родителей. Но ведь не все учителя так делают.

Родители были благодарны мне за этот эксперимент, у них появилось больше времени на приятное времяпрепровождение с детьми, многие посетили музеи, парки, зоопарки, просто гуляли вечерами, играли в настольные игры, смотрели семейные фильмы и читали.

После недельного эксперимента мы вернулись к традиционной форме обучения: уроки в школе и домашние задания.

А вы как относитесь к такого рода экспериментам? Нужны ли вообще домашние задания? Пишите в комментариях.