Найти тему
Сибирский Ренессанс

Ворон (ворона) в культуре сибирских народов

На Руси к воронам не испытывали любви. Во-многом, это связано с черным опереньем птицы, карканьем и поеданием падали. Поэтому вороны ассоциируются с потерями и дурным предзнаменованием. Однако у сибирских и дальневосточных народов отношение к этим птицам совсем иное.

Так, в преданиях народов Чукотки встречается Кутх - воплощение духа Ворона. Кутх так же играет центральную роль в мифологии коряков и ительменов Камчатки, он положил начало их роду. У кереков и у некоторых других родственных им народов был распространён вариант названия «Ворон Кукки».

Один из мифов повествует, будто раньше Солнце, Луна и звёзды находились в мячах в жилище женщины-духа. Поэтому в мире было темно и холодно. Но Ворон решил освободить светила, хотя никак не мог попасть в ярангу женщины. Тогда он решил превратиться в хвоинку и упал в воду. Женщина-дух зачерпнула воды ведром и поймала Ворона. Придя домой, она выпила воду вместе с хвоинкой и забеременела, а через некоторое время родила Ворона. Новорождённый Ворон попросил мячи — поиграть, и, получив их, разорвал клювом оболочку и выпустил светила. Таким образом мир приобрёл тот вид, к которому мы все привыкли, а сам Ворон почернел — его опалило солнце.

-2

У манси есть праздник - Вороний день. Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

-3

В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапки. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.

Птицы
1138 интересуются