Накануне дня Великой Победы я хочу рассказать об актерах-фронтовиках. Они прошли страшную войну, но это их сердца не ожесточило – они смогли вернуться к мирной жизни, чтобы дарить людям радость и добро — и это их второй подвиг, нисколько не меньший, чем тот, что они совершили, когда уходили защищать родину. Нам трудно представить, сколько сил им это стоило. Когда смотришь на эти лица, невозможно увидеть в них даже тени одной из самых страшных страниц нашей истории.
Да, этих людей больше нет с нами, но всё, что они делали — осталось. И мы можем снова и снова смотреть те замечательные фильмы и записанные с ними телеспектакли, что они оставили нам.
Низкий поклон вам, ветераны.
Папанов Анатолий Дмитриевич (1922-1987).
Не думаю, что надо кому-то подробно рассказывать об этом потрясающем актере и просто хорошем человеке. Мне несколько раз посчастливилось видеть его в театре. Сказать, что он играл превосходно – ничего не сказать. Назвать ЭТО игрой язык не поворачивается… Жизнь на сцене – вот это скорее всего самые правильные слова. Настоящая, яркая Жизнь!
Поскольку в эти дни мы празднуем День Победы, то я хочу напомнить о боевых заслугах Анатолия Дмитриевича.
До войны актёр самодеятельного театрального коллектива Анатолий Папанов успел сняться в эпизодах шести фильмов. В 1940 году его призвали в армию, а через год перебросили из Оренбурга под Харьков. В первом же бою из 42 человек осталось в живых лишь 14… В звании старшего сержанта Анатолий Папанов командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942 году под Харьковом получил тяжёлое ранение — в блиндаж, куда они с однополчанами зашли погреться, попала бомба. Живым откопали только Папанова — его контузило и взрывом оторвало два пальца на ноге. В общей сложности 6 месяцев он провел в госпиталях. Хотел остаться в рядах Красной Армии, рвался вернуться в строй, но был комиссован. В общем, в 21 год актёр стал инвалидом третьей группы и несколько лет ходил с тростью…
Вернувшись в Москву, Папанов поступил на актёрский факультет ГИТИСа — в институте сильно не хватало юношей, большинство было на фронте, поэтому на его хромоту и трость не обратили внимания. В конце 40-х он уже был актёром Театра Сатиры, а в 60-х — известным киноактёром.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней.
Умер в своей квартире от сердечного приступа, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Вот место его последнего покоя.
Но это всё сухие факты.
Помните его игру в фильме «Павшие и живые»? А слова его героя генерала Серпилина? «Вот, вы сейчас... о смерти заговорили. И я вам тоже скажу, чтобы вы меня до самых потрохов поняли. Умереть у всех на глазах я не боюсь. Я без вести пропасть не имею права».
А вот его собственные слова о войне: «Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но всё же там мы научились ценить Жизнь — не только свою, а ту, что с большой буквы. Всё остальное уже не так важно…
Я видел, как люди возвращались из боя совершенно неузнаваемыми. Видел, как седели за одну ночь. Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось — нет. Это прием войны… Но там же я видел и познал другое. Огромную силу духа, предельную самоотверженность, великую солдатскую дружбу. Человек испытывался по самому большому счёту, шёл жесточайший отбор, и для фронтовика немыслимо было не поделиться с товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но как передать то святое чувство братства — не знаю, ведь я актёр, а не писатель, мне легче показать, чем сказать».
И он мог это показать. И без надрыва и актерства, по-настоящему, изнутри.
Я вот часто пересматриваю фильмы с ним и с другими актерами-фронтовиками. Советские фильмы. И что интересно – в них нет кровавого месива, оторванных рук-ног, всего этого нынче модного натурализма. Но они смотрятся лучше, правдивее, пронзительнее нынешних фильмов о войне. Наверное, потому воплощали в них человеческие судьбы вот такие гении как Анатолий Дмитриевич. Потому что от них исходило понимание происходящего, внутреннее, генетическое, а не то, что тебе скажет режиссер, и ты по-актерски профессионально выполняешь, забыв вот это профессионально отыгранное через минуту после сделанного дубля. А актеры, прошедшие войну, так не могли.
Помните, как плакали проживавшие свои роли актеры настоящими слезами в «Белорусском вокзале»? Не профессиональными натренированными актерским мастерством слезами, а нутряными, из боли сердца. Это сыграть невозможно. Это надо было пропустить через себя, пережить. От того и мы, зрители, переживали не меньше, чем они и тоже вместе с ними плакали. Об ушедших и не вернувшихся.
Замечательный актер, бог сохранил его для искусства, и он радовал нас всеми своими ролями! Светлая память талантливому, героическому Человеку, которого не сломала даже самая страшная война.
Луспекаев Павел Борисович (1927-1970).
Замечательный актёр, при упоминании о котором сразу же вспоминается его самый знаменитый и всеми любимый персонаж - таможенник Верещагин из приключенческого фильма «Белое солнце пустыни». Эта роль (ставшая в его жизни последней) воистину обессмертила его имя.
Вспоминается и эпизод из фильма «Республика ШКИД», где бывшие беспризорники, желая досадить его герою, обрушивают ему на голову табуретку, но тот, как говорится, и бровью не повёл, только буднично так сказал: «Не шали»... Другие фильмы, где снимался Луспекаев: «Тайна двух океанов», «Три толстяка», а в фильме о войне «Зеленые цепочки» он ирал, опираясь на трость. Потому что уже еле-еле ходил.
А еще были великолепные работы в театре. Например, сохранилась запись его Ноздрева в телеспектакле «Мертвые души» по Гоголю. Шедевр! Другого Ноздрева уже невозможно себе представить. А еще были потрясающие пробы на главную роль в фильме «Вся королевская рать». Но сняться не дал все тот же недуг.
К сожалению его военных фотографий я так и не нашел. Есть только фото в том же возрасте, в котором он ушел воевать добровольцем – в 16 лет.
Став одним из самых юных участников партизанской разведгруппы, он участвовал в рейдах по немецким тылам, в диверсионных акциях, в наблюдении за передвижением врага, в разгроме фашистских гарнизонов. Во время одного из сражений Луспекаеву в руку попала разрывная пуля и раздробила локоть. Его отправили в саратовский госпиталь и начали готовить к ампутации, но юноша не позволял дотронуться до руки, пока хирург не поклялся её спасти. После выздоровления Луспекаев был определён в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. Во время очередного разведывательного рейда ему пришлось четыре часа лежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С этого момента проблемы с ногами стали преследовать актера всю жизнь.
Награжден медалями «За боевые заслуги», «Партизану Великой Отечественной войны» II степени.
После демобилизации в 1944 году Луспекаев начал играть в театре родного Луганска (тогда Ворошиловграда), через пару лет перевелся в Москву и поступил в Щепкинское училище.
Наверное, не все знают, что он играл в «Белом солнце пустыни» в роли Верещагина уже без стоп ног, которые к этому времени пришлось ампутировать. И как играл! Как говорится – навсегда!
Скончался Луспекаев 17 апреля 1970 г. Было ему всего 43 года..
Похоронен в г. Санкт-Петербурге на Северном кладбище.
Таможенники северной столицы каждый год в День таможенника собираются у могилы Павла Луспекаева и на протяжении долгих лет ведут шефство над ней.
Это такая же традиция, как просмотр космонавтами перед вылетом фильма «Белое солнце пустыни».
Вечная, светлая память великому актёру... И вечная благодарность за роль Верещагина в невероятном, неповторимом, одном из самых любимых фильмов – «Белое солнце пустыни»! Помним всегда, очень любим... Царство Небесное, низкий поклон...
Миронов Алексей Иванович (1924-1999).
Хотя актер снялся более, чем в 60 фильмах, но почему-то больше всего мне запомнился в роли шофера МУРовского «Фердинанда» Копытина из легендарного фильма «Место встречи изменить нельзя»? Вот как-то сразу чувствовалось, что человек – фронтовик. И его Копытин не растворился среди множества других актёров. Он был в этом фильме словно умудрённый опытом глава семейства, отец, хотя и небольшой опергруппы, но с характером, мнением и житейской мудростью. То хмыкнет осуждающе, когда Шарапов попросит Варю Синичкину доложить о выполнении задании: «Дуралей, ты Шарапов... Такая девка, а ты — «пришлите рапорт». На твоём месте я бы сам ей каждый день рапорты отдавал...». А то по-отечески предложит: «Володь, давай я тебя отвезу…». А фраза, произнесенная актером от имени героя: «В кабинете у себя командуй, Глеб Егорыч», ушла в народ.
Играть шофёра, прошедшего горнило Великой Отечественной, актеру Алексею Миронову было несложно. Он и сам прошёл всю войну и дошёл до Берлина. Даже до офицерского звания дослужился. Был вначале командиром орудия, а с июля 1944 года — командиром огневого взвода. Участвовал в Курской битве, битве за Днепр, в освобождении Правобережной и Западной Украины, штурме Берлина.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, медалью «За отвагу» и другими медалями.
После войны продолжал службу в артиллерии (в Центральной группе войск), преподавал в Школе сержантского состава в Вене, но мечтал о сцене. В января 1947 года, младший лейтенант Миронов уволившись из рядов Советской армии, приехал в Москву поступать в ГИТИС. С 1951 года — актёр Калининградского областного драмтеатра. С 1952 года — актёр в Мурманском областном драмтеатре. В 1953-1987 годах — актёр Центрального театра Советской армии.
Скончался артист 16 ноября 1999 года. На похороны любимого «старика Копытина» столичная милиция выделила транспорт, венки и целый эскорт сотрудников.
Актер упокоился на Перепечинском кладбище в Московской области.
Настоящий солдат Победы. Настоящий мужик. Настоящий человек. Вот на таких и держится наша земля. Такие и выигрывают все войны.
Юматов Георгий Александрович (1926-1997).
Известность к актеру пришла в 1956 году, с выходом на экраны фильмов «Разные судьбы», и «Они были первыми», хотя до этого он уже снимался в эпизодических ролях. Но прославила Георгия Юматова картина «Жестокость» 1959 г. Сыгранная им роль Веньки Малышева стала одной из лучших в творческой биографии актера, как и роль красного командира Алексея Трофимова в незабываемом фильме «Офицеры» (1971).
Кстати, мало кто обратил внимание на эпизод в этом фильме, когда жена упрекает его в том, что они без конца переезжают с одного места на другое. Но потом видит раны у него на спине… и все меняется…
Вот этот кадр из фильма.
А ведь это были его настоящие раны, еще с войны…
В 1941 году Георгий Юматов снялся в картине «В тылу врага», тогда же поступил в военно-морскую школу. Оттуда и ушел на фронт.
Был зачислен юнгой (в возрасте 16 лет) на торпедный катер. Служил сигнальщиком на бронекатерах Азовской и Дунайской флотилий. Принимал участие в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта и Вены. Во время боя за Венский мост участвовал в рукопашной схватке. Это было одно из самых тяжёлых сражений — в бою погибло около двух тысяч десантников, но Юматов выжил и вышел из него победителем.
В одном из боев ему удалось избежать смерти благодаря корабельной собаке — во время обстрела она прыгнула за борт катера, и матрос Юматов бросился за ней в воду. В этот момент в катер прямой наводкой попал снаряд… он остался вместе с собакой единственным, кто тогда выжил…
За три года войны Юматов несколько раз был ранен, получил контузию, дважды тонул, обморозил руки.
Награждён медалью Ушакова, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». Удостоен ордена Отечественной войны II степени и I степени.
Скончался Юматов в 1997 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
И о последнем актере в сегодняшней публикации. Но не последнем по мастерству. Скорее даже первом. Именно о нем сказала однажды Анна Ахматова после спектакля «Идиот» В БДТ: «Мне страшно! Сегодня я видела живого Бога!». А она была очень скупа на похвалу.
Смоктуновский Иннокентий Михайлович (1925-1994).
С началом Великой Отечественной войны отец Иннокентия Смоктуновского ушёл на фронт, оставив 16-летнего сына за старшего. В 1942 году он работал в госпитале при размещённой в Красноярске воинской части и одновременно был статистом в местном драматическом театре. В начале 1943 года поступил в военное училище в Ачинске, но вскоре был пойман за собиранием картошки на общественном поле (тогда это считалось за преступление, но голод был страшный и на это многие шли) и отправлен рядовым на Курскую дугу…
Участвовал в освобождении Киева, под огнём форсировал Днепр с боевыми донесениями в штаб. Во время одного из сражений под Житомиром попал в плен, но сумел сбежать по дороге. Через заснеженный лес обессиленный Смоктуновский добрался до посёлка Дмитровка, где его выходила семья местных жителей, с которой потом он общался до конца жизни. Окрепнув, Смоктуновский присоединился к партизанскому отряду, а когда отряд объединился со стрелковым полком — стал командиром роты автоматчиков.
В звании гвардии младшего сержанта участвовал в освобождении Варшавы, войну закончил в Германии.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина».
Демобилизовавшись в 1945 году, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск и поступил в студию при драмтеатре. Но недолгое пребывание в плену сделало Смоктуновского «неблагонадёжным» — он получил запрет на проживание в 39 крупнейших городах. Актёр переехал в Норильск, потом работал в Махачкале… Спустя 10 лет после войны он смог приехать в Москву, и вскоре театр и кино узнали выдающегося артиста Иннокентия Смоктуновского…
Вспоминается его крохотную роль самого себя (это называется камео) в фильме «Москва слезам не верит» и его диалог с главными героинями:
- А вы что, тоже артист? А как ваша фамилия?
- Да, артист, начинающий.
- Не поздновато ли начинаете? Ну, а все-таки?
- Моя фамилия вам ни о чем не говорит… Смоктуновский, ну и что?
И героини только пожимают плечами…
Да, он начинал поздно, но сколько успел сделать и в кино, и в театре, и в чтении литературных произведений, да и просто своим голосом сопровождая другие фильмы..
Глядя на его пребывание на экране у тебя просто болит сердце, болит… и кажется, что кто-то тоже схватил Иннокентия Михайловича за сердце рукой и сжимает его сердце как резиновую грушу.
Когда Смоктуновский перенес обширный инфаркт, врачи говорили, что этот инфаркт у него, похоже, не первый, значит, другие инфаркты он перенес на ногах…
Какое счастье, что он был и остается с нами благодаря кинопленке и записям его голоса…
Низкий поклон до земли и вечная память…
Когда бываю на Новодевичьем кладбище в Москве всегда захожу к нему. Чтобы постоять рядом с местом его упокоения и понять – что это было, что пронеслось мимо нас как ослепительная комета и улетело в Вечность…
Мы никогда их не забудем. А пока живы те, кто их помнит и любит, они не умрут. Как не умрут сыгранные ими замечательные роли в театре и кино.
Светлая память им и всем другим участникам Великой Отечественной войны, без которых не было бы нас. Низкий им за это поклон.
С праздником Великой Победы!
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Радушно приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
За сим смею закончить и откланяться.