Приветствую Вас на канале! Я начинаю публиковать большой цикл статей, посвященный возрасту детей с 4 до 7 лет - дошкольный, как принято его называть.
Если в Вашей семье растёт такой малыш - думаю, из моих статей Вы узнаете много интересного про своего ребёнка и найдёте ответы на многие вопросы. Если это будет так - ставьте лайк и пишите комментарии, задавайте вопросы.
Итак, начинаем:
- После трех ребенок очень меняется, даже внешне. Уходит младенческая округлость и милая неловкость, тело вытягивается, появляется легкость, особая детская грация.
- Меняется и поведение. Скандалы уходят в прошлое, с ним теперь обычно можно договориться, объяснить что-то. Растет способность справляться со своими чувствами, малышу становится легче подождать, потерпеть, согласиться на какие-то ограничения и необходимые дела.
- Это золотое время: ребенок достаточно самостоятелен, физического ухода уже почти не требует, при этом он еще маленький, ласковый, нежный, трогательный. С ним уже интересно, он многое умеет, хорошо говорит, и для родителей начинается прекрасное время забавных слов и суждений. Поистине награда родителям за все испытания периода негативизма.
Ребенок после трех уже не держится за мамину юбку, но все еще нуждается в присутствии взрослых
Как мы помним, после того, как ребенок овладел речью и у него прошел острый период негативизма, он становится «дистанционно управляемым». То есть теперь можно заботиться о нем на расстоянии, с помощью слов. Для этого не обязательно находиться совсем близко – достаточно присматривать.
Настало время осваивать мир психический, мир отношений и чувств, понятий и образов, ролей и сюжетов
В это время ребенок вбирает в себя культуру общества, в котором живет – культуру социальных связей, представлений, архетипов. Он покорил мир вещей и входит в мир людей. Поэтому самое интересное и важное для него теперь – люди и отношения.
Если пятилетка вдруг подойдет и просто вырвет из рук сверстника игрушку – скорее всего, истинной его целью будет не игрушка, а человек. Например, ему нужно привлечь к себе внимание или показать, что он сильнее, или даже отомстить (если до того обидели его самого). А уж если, правда, нужна лопатка, то он попросит, конечно. Встретив отказ, может пригрозить: «Не дашь – не буду с тобой играть», или укорить: «Ты что, жадина-говядина?», или сказать: «Ну, дай, пожалуйста, ты же мне друг?». Он живет в мире отношений.
Дети в этом возрасте – как антенны, чутко ловящие состояния, реакции, правила взаимодействия
Они обычно хорошо знают, что с кем можно, а с кем нет, кто кого любит, кто кого не любит, кто с кем в ссоре. Вы с супругом можете сколько угодно делать вид, что не поругались, но ребенок сразу почувствует напряжение и насторожится.
Если взрослые говорят с ним о его чувствах, и о своих, он может узнать, как называется то или иное состояние и настроение. Ребенок смотрит мультики и ему уже не интересны простейшие истории – ему нужен сюжет, чувства, отношения. То же самое с книгами – чистая радость от веселых звонких рифм Чуковского и Маршака сменяется интересом к волшебным сказкам, к длинным историям «с продолжением».
К пяти-шести годам ребенок, поглощенный прежде всего собой, своими чувствами, желаниями, потребностями, постепенно словно разворачивается к людям, начинает интересоваться их желаниями и состояниями. Делает первые попытки поставить себя на их место, примерить их роль. Эта способность понимать, чувствовать состояние другого человека – очень важная для всей последующей жизни.
О том, как формируется эмпатия, мы поговорим в другой раз. Возвращайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение и узнать ещё больше о своём ребёнке.