Управляющая компания отвечает за уборку подъезда, придомовой территории и мусорных контейнеров. Но случается, что отвечает лишь на бумаге, а не на деле. Верховный суд рассказал о наказаниях для таких организаций за пренебрежение интересами граждан, а также о нормах, которые действуют в этой сфере.
ЛАЙК и продолжим.
Реальная история борьбы жильцов и УК за чистоту в подъезде
В одном из городов собственники помещений в многоквартирном доме дошли до Верховного Суда в попытках возместить с управляющей компании переплату. До этого местные суды удовлетворили иск, однако кассационная инстанция отменила победу жильцов и не стала штрафовать УК.
Причиной спора жильцов МКД и управляющей компании стало требование первых отремонтировать общее имущество дома. Также граждане просили пересчитать плату за содержание жилья сразу за четыре года.
Ленивая УК
По словам собственников квартир, управляющая компания не прибирала подъезды дома и придомовую территорию, нерегулярно вывозила мусор. В течение долгого времени жильцы обращались в разные инстанции: администрацию, жилинспекцию, прокуратуру. Но ситуация не менялась.
Суд
Трое жильцов не выдержали и подали иск к УК. Они просили суд «взыскать выплаченные собственниками деньги, начисленные за содержание и ремонт общего имущества, в связи с некачественным оказанием услуг». Плюс компенсацию морального ущерба каждому и штраф.
Судьи встали на сторону собственников помещений МКД, однако управляющая компания оспорила это решение. Кассационный суд общей юрисдикции отменил постановление о штрафе. Ведь жильцы не обращались в адрес УК с заявлением о возврате им денег, а штраф взыскивают только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителей. Кассация настаивала на обязательности соблюдения досудебного порядка.
Верховный суд
По мнению высшей инстанции, если нарушенные права потребителя не удовлетворили в добровольном порядке, коммунальщиков нужно штрафовать независимо от того, заявлялось ли такое требование суду или нет (постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года №17).
Рассматривая спор, кассационная инстанция, проигнорировала положения Жилищного кодекса и закон «О защите прав потребителя». Оба документа не предусматривают обязательного досудебного или внесудебного порядка решения таких споров.
Итог
Верховный суд отменил решение кассации в части отказа от взыскания штрафа с управляющей компании. Значит, правда и закон на стороне жильцов (определение ВС РФ № 56-КГ21-7-К9).
ЛАЙК - если тема вам интересна.
А вы довольны чистотой своего подъезда? Или возьмёте этот случай на вооружение?