Найти в Дзене

#Беседа. Пианист Владимир Слободян: "Мыслить звуками - это понимать, что скрывается за крючками нот".

Оглавление

Я, когда шла на разговор, побаивалась, а когда шла, нет, летела с той беседы, то сбивала кегли людей, торопила трамваи, нападала на капоты машин. Потому что поговорила не просто с выдающимся человеком. Романтиком! И мне срочно нужно было бежать. День был солнечным и теплым, насколько мог быть таковым зимой. А у меня случилось помутнение рассудка от встречи «своего». Что меня так вдохновило? Слова про "мыслить звуками". Он учит мыслить звуками. Говорит, что жить в мире знаков, фактов, символов, в которые запечатываются эмоции - нормально. Искать свое - нормально. И что баянист может привести тебя к фортепиано. Умей распознать роль каждого в своей жизни. Слушайте, а вы задумывались, какая знаково-символьная система может устроить вам целый спектакль?

Это Владимир Слободян
Это Владимир Слободян

Представить музыкальную культуру Калининградской области без Владимира Слободяна невозможно. Он – Заслуженный артист России, прекрасный пианист, широко известный своей творческой и преподавательской деятельностью. Я встретилась с Владимиром Слободяном, чтобы поговорить о его педагогическом кредо, вспомнить его учителей, порассуждать о роли музыки в становлении личности. Неожиданно для себя узнала, как баянист может повлиять на воспитание выдающегося пианиста.

ОТ БАЛАЛАЙКИ И БАЯНА - К ФОРТЕПИАНО

Владимир Дмитриевич, как для вас открылся мир музыки?

- Я пришел в музыку достаточно поздно, в 11 лет. По нынешним меркам меня бы просто не взяли в музыкальную школу! Дети в этом возрасте уже умеют ого-го сколько, занимают призовые места на международных конкурсах. Они, можно сказать, уже опытные музыканты. В 11 лет я только увидел пианино и понял, что это моё. Я нашел то, чего мне тогда не хватало. Я был очень восприимчивый мальчик, реагировал на все, что было связано с музыкой. Играл на балалайке, на баяне, много пел и плясал. Был очень живым и артистичным ребенком.

Но когда я увидел этот ящик с черными и белыми клавишами, я не знаю, что со мной произошло. Внутри просто все перестроилось. Я просто понял, что без этого тембра звучания я не смогу жить.

Поэтому можно сказать, что я выбрал музыку и инструмент осознанно.

Ваш первый учитель – кто он?

- Интересная ситуация: мой первый учитель случился только в 15 лет. До этого возраста я учился практически самостоятельно. Я рос в совершенно глухом месте, шахтерский рудник. Там и пианистов-то не было. Я ходил на уроки к баянисту Николаю Ивановичу Стрижову, он развивал меня, как человека, который должен быть грамотным в музыке. Что баянист мне мог показать в этом ремесле? Он давал читать много музыкальной литературы и слушать музыку, накапливать какой-то слуховой багаж. Через год занятий в такой школе я оказался единственным пианистом во всем поселке. Участвовал везде, где нужен был пианист. В 12 лет я уже играл на танцах в клубе! Как мог, так и играл. Профессиональный преподаватель – Юлиан Евгеньевич Красовский – появился уже в училище. Он меня буквально воспитал, собрав воедино всё, что было в моей голове и ушах. Как вы понимаете, во мне не было системы.

В училище я научился не просто страстно любить, но и пользоваться своими знаниями, делать это грамотно.

Я не знал элементарного – как правильно использовать руки! Играл, как хотел, как мог. Я очень благодарен своему педагогу и наставнику.

Было сложно перестроиться?

-Возможно, это самоуверенно прозвучит, но заниматься любимым делом никогда не сложно. Тогда мной двигали азарт и увлечение. Я мог заниматься днем и ночью, потому что это было моей естественной потребностью.

Я впитал в себя все, что витало в воздухе. Сложности для меня были радостями.

Владимир Слободян и его ученицы. 2020 год.
Владимир Слободян и его ученицы. 2020 год.

ИСТОРИИ ЗА СЕМЬЮ КРЮЧКАМИ

Владимир Слободян сегодня – педагог или музыкант?

- Конечно, музыкант. Музыкант в разных ипостасях. И исполнитель, и педагог, и воспитатель, и исполнитель. Пока еще совмещаю в себе все, что помогает развивать музыкальное мышление. Это, на мой взгляд, самое важное в педагогической и творческой работе.

Каждый, кто приходит в музыку – индивидуальность. Будущий музыкант не должен мыслить схемами, он должен мыслить звуками.

Чтобы этому научить, приходится выдумывать что-то, давать волю фантазии.

Что значит «мыслить звуками»?

- Понимать, что скрывается за сочетанием нот. Для кого-то эти «крючки» - до, ре, ми, фа, соль, ля, си – тайна за семью печатями, а для опытных музыкантов это целая история! Это отдельное эмоциональное состояние, это настоящий спектакль!

Я, например, беру ноты, и, не садясь за инструмент, уже представляю, как это звучит. Моя задача научить детей слышать не отдельные звуки, а смысл соединения этих звуков, понимать то, что они могут нести за собой. Они должны думать звуками.

Этюд ре-диез минор, соч. 8, № 12 (Скрябин) в исполнении Анны Щукиной, ученицы Заслуженного артиста России Владимира Слободяна.

Вы разговариваете с детьми на одном языке. Как вам удается «сонастроиться» с каждым?

- Когда встречаешься с маленьким человечком, нужно понять его мир. Кто-то более жизненно оснащен, скажем так, кто-то менее. Играет роль всё: обстановка дома, воспитание, что ему читали в детстве, какую музыку он слушал. Нужно разобраться, как он мыслит, чем он дышит в художественном плане. И тогда спускаешься в его социально-музыкальную среду, сохраняя при этом свой авторитет.

Доверие, все строится на доверии. Даже когда я заставляю учеников делать не очень приятные вещи, моя задача его зажечь.

Это естественный процесс. Я думаю, это нормальный педагогический подход, он не уникален. Понять ученика и развивать его с учетом его особенностей.

За вашей работой можно наблюдать благодаря онлайн-проекту «Антология педагогического мастерства». Записи ваших занятий вызывают интерес у широкой публики, видео активно комментируют. Кто-то вступает с вами в дискуссии, кто-то даёт советы. Один из комментаторов рассудил, что мальчику 5 класса обучения в музыкальной школе рано играть Шопена. Что нам передать такому комментатору? Что бы вы ответили?

- Я совершенно точно отвечу, что ребенок может не понимать, что он играет, но он должен стремиться осознать материал, преодолеть его и головой, и физически. Но что касается романтических произведений Шопена… Он был таким же живым человеком, как мы, понять его романтизм в состоянии подросток нашего века. Разве тогда мечтали, переживали или плакали по-другому? Конечно же, нет! Я согласен с тем, что подростку рано давать сложные философские вещи, мы и не играем «Аппассионату» Бетховена.

Романтическая музыка Шопена понятна тем, что она построена на чувствах! Безусловно, в ней есть глубина, но её эмоциональный фон понятен ребенку, который знаком с фундаментальными в эмоциональном плане состояниями: счастье или несчастье, радость и её природа.

Мы же разбираем суть музыки! К тому же, маленькие дети любят ноктюрны Шопена, разве они при этом думают о любви или трагедии человека? Конечно же, нет.

Идеальный ученик Владимира Слободяна – какой он?

- Не имеет значения, каким он приходит. Важно, кем он становится.

Бывает так, что ты чувствуешь, что ребенок не раскрылся, а потенциал есть. И задача преподавателя – раскрыть этот тайник.

В моей практике такое часто бывало, сегодня они – мои выпускники – профессиональные музыканты.

Одарённых детей видно сразу?

- Одаренных детей слышно сразу. И видно с его первого прикосновения к инструменту. Но иногда это нужно разглядеть преподавателю. Вообще, я искренне убежден, что музыкой должны заниматься все. Не станет музыкантом, будет профессиональным слушателем, развитым, одарённым человеком.

Владимир Слободян с учениками разных лет. И художественный руководитель Калининградского симфонического оркестра Аркадий Фельдман.  С ним тоже планирую поговорить.
Владимир Слободян с учениками разных лет. И художественный руководитель Калининградского симфонического оркестра Аркадий Фельдман. С ним тоже планирую поговорить.

#пианист #годпедагогаинаставника #слободян #музыкант #интервью