Имена возглавившие данное поколение
Аллен Гинзберг – имя, моментально приходящее на ум при словах «разбитое поколение» или «битники». Другие два – Джек Керуак и Уильям С. Берроуз. Последнее имя из трех самое спорное: Берроуз, неутомимый экспериментатор, сменил множество авторских масок и литературных амплуа, по отношению к бит-поколению выдерживал существенную дистанцию. Что же касается Керуака, то его имя, напротив, даже сегодня используется как синоним битничества; справедливо или нет, но его звание «битника номер один» имеет под собой определенные основание, и один из главных летописцев бит-поколения Барри Майлз назвал свою книгу о Керуаке «Король Разбитых». Воспользовавшись этой метафорой, мы можем подступиться к самому загадочному из святой троицы американской культуры – к Аллену Гинзбергу – с помощью парного к «королю» образа «понтифика»: прежде всего не в том смысле, что он был жрецом некоего духовного культа, а в смысле буквальном – как «строитель мостов».
Мосты, что неутомимо возводил Аллен Гинзберг практически всю свою жизнь, это связи – скрытые, явные нити, соединяющие десятки и сотни людей друг с другом, так что в результате этой чаще всего закулисной работы и складывался «естественный» (а на самом-то деле сконструированный) образ большого литературного и мировоззренческого поколения - словом, того самого королевства, править которым уже задним числом был назначен Джек Керуак. Но без связующей деятельности понтифика не было бы ни королевства, ни короля: именно Гинзберг свел Керуака с правильными людьми, именно он поспособствовал публикации керуаковского дебюта «Город и городок», именно он, что важнее всего, помог Керуаку издать его главную книгу, роман-манифест «В дороге», и это далеко не все. Как пишет Майлз, «Аллен в одиночку изобрел “разбитое поколение” благодаря своей непоколебимой вере в то, что все его друзья – гении. Без Гинзберга Берроуз, скорее всего, никогда бы не опубликовал «Джанки» и не продолжил бы свою писательскую карьеру. Без Аллена Керуак, скорее всего, не опубликовал бы ничего после своей первой книги, хотя и она была опубликована не без помощи Аллена. На протяжении долгих лет он посвящал много времени продвижению Керуака, Берроуза, Корсо, Снайдера, Уэйлена, Орловски и других менее известных авторов…»
А если припомнить и все собственно поэтические достижения Гинберга, то можно поспорить, кто же на самом деле был и остается «синонимом битничества».
А теперь немного поподробней про каждого из представителей данного поколения.
Аллен Гинзберг
Ирвин Аллен Гинзберг родился 3 июня 1926 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Его отец Луис Гинзберг, еврей, преподавал философию и писал стихи, а мать Наоми Ливергант работала школьной учительницей.
В 1943 году Гинзберг окончил Истсайдскую среднюю школу и поступил в Колумбийский университет на факультет права. В первый год Аллен встретился со студентом-выпускником, будущим писателем Люсьеном Карром, который познакомил его с Керуаком и Берроузом. Молодые люди сблизились, потому что каждый из них волновался о будущем американской молодежи.
Публикация работы «Вопль» Аллена Гинзберга в 1956 году ознаменовалась поворотным моментом в истории бит-литературы, если не говорить об американской литературе в целом. Эта поэма была задумана таким образом, чтобы ее зачитывали вслух, тем самым возвращая устные традиции в литературе, которыми пренебрегали вот уже несколько поколений. Вольное содержание произведение удивило всех, и это будет слабо сказано, ведь ее проблематика действительно была воспринята на суд. Однако Гинзберг выиграл это противостояние с общественностью, в итоге литературе и изобразительному искусству было определено особое место за пределами царившей тогда строгой цензуры. Своим «Воплем» Гинзберг призывает читателя провести тур по обратной стороне Америки,в которой живет внутренний гнев против системы и требует полагающегося равноправия.
По мере того, как на смену 50-ых годов, проведенных в достатке, пришел хаос 60-ых, поэтика Аллена Гинзберга также претерпевает существенные изменения. Его труд всегда был олицетворением внутренней суматохи и поисков смысла. И когда его персона оказалась в определенном центре внимания всего общества, внутри просто не оказалось больше горючего, которое бы живило двигатель его творчества. Никто не говорил, что Гинзберг сбился со своего проторенного пути, критики лишь утверждали, что его работы стали более «зрелыми», а оттого — менее взрывоопасными. Большую часть времени в период 60-ых годов он провел в роли знатока, которого приглашали разные университеты. Ирония судьбы, не иначе: учреждения, к которым он повернулся спиной, ждали его с распростертыми объятиями. Но так сложилась судьба, что самому Гинзбергу определенно нравилось быть ментором и наставником для других. Внушение веры в человеческий дух следующим поколениям стало настоящим призванием для Гинзберга, как для писателя-провидца.
Гинзберг умер 5 апреля 1997 года в окружении семьи и друзей.
Джек Керуак
Джек родился 12 марта в 1922 годувамериканском городе Лоуэлле, что находится в штате Массачусетс. Родители мальчика – Лео-Алсид Керуак и Габриэль-АнжЛевек – были франко-американо-бретонского происхождения, прибыли в США из канадского Квебека, придерживались католической веры. Отец содержал частную типографию, увлекался скачками и общением с друзьями в баре, мать работала на фабрике.
Керуак рос спортивным мальчиком, увлекался футболом. Участие в играх местной футбольной команды позволило юноше получить стипендию в Бостонском колледже, а затем и Колумбийском университете в Нью-Йорке.
Постепенно взгляды на жизнь у Джека начали меняться. Спорам с футбольным тренером поспособствовал перелом ноги. Юношу лишили стипендии и в 1942 году, будучи студентом второго курса, Керуак ушел служить в торговый флот, а через год стал матросом ВМФ США. Участвовать во Второй Мировой войне будущему писателю не пришлось – Керуак отказывался убивать людей, поэтому был списан по психологическим показаниям.
Наверное, ни один другой писатель из движения битников не притягивал к себе большего внимания, чем Джек Керуак. Его жизнь была полна конфликтов и смятений.
По воспоминаниям близких он был застенчивой личностью, а потому ему пришлось трудно в те периоды, когда общественность отторгала его труды. Его единственным успехом был роман «В дороге», философская притча о путешествии, в которой умело перемешались потоки сознания, зависимости и глубокие наблюдения тех событий, с которыми поколения резонируют и по сей день. Эта книга сделала его знаменитым буквально в первый же день. Даже члены круга бит-поколения были несказанно удивлены, с какой страстью и энтузиазмом работал на первый взгляд такой тихий Джек Керуак. В добавок к романам и философии, он писал в целом о художественном ремесле, по крайней мере он это так называл. Именно эти полу понятные и пространственные размышления о литературе стали неким окном в сознание битников. В нем определенно можно найти огромный потенциал, но зачастую этот потенциал разбивается об царствующий в уме беспорядок и негаснущий идеализм, несмотря на горькую реальность потребительской культуры Америки. В определенном смысле, Джек Керуак был самой уязвимой фигурой из всего бит-движения. Он поддался давлению славы и всеобщего внимания. Пока Гинзберг отстранялся от важности массового ожидания, Керуак нес его на собственных плечах и в итоге сломался.
В конце октября 1969 года Джек Керуак почувствовал себя плохо. Писателя доставили в госпиталь Сент-Питерсберга, где провели ряд операций на кровеносных сосудах.Спустя сутки Керуак впал в кому и, не приходя в сознание, скончался 21 октября. Похороны литератора состоялись в Лоуэлле.
Уильям Берроуз
5 февраля 1914 года в семье владельца крупной стекольной фабрики Мортимера Берроуза и его супруги Лауры Ли родился второй сын. Мальчика назвали в честь деда – Уильям Сьюард. Поэтому в справочной литературе имя писателя указывается как Уильям Сьюард Берроуз II. Семья жила в элитном районе Сент-Луиса, штат Миссури.
В 1932 году Берроуз поступил на факультет английской филологии Гарвардского университета. По его окончании в 1936-м уехал в Вену, где его внимание переключилось на медицину. В 1939-м Берроуз вернулся на родину, попробовал изучать антропологию в аспирантуре Гарварда. Но жить по общепринятым правилам не захотел. Подрабатывал частным детективом, дезинсектором, барменом, курьером.
Уильям Берроуз был еще одним писателем движения битников, хотя немного старше и опытнее своих современников. Берроуза признали непригодным для службы в армии во время Второй Мировой Войны, поэтому несколько лет бесцельно ездил по стране, берясь за самую странную работу. Наверное, в такой расклад событий вмешались некие верховные силы, а потому путям Берроуза, Керуака и Гинзберга было суждено сплестись воедино. Именно их творческие поиски дали жизнь литературе битников.
Даже если бы Берроуз ничего не написал, кроме «Голого завтрака», он наверняка остался бы в пантеоне писателей битников.Он, возможно, более ярко чем кто-либо другой из бит-движения воплотил в своих трудах дух опрометчивости, благодаря которому и было известно его поколение.Нельзя не отметить особый стиль Берроуза. Он явно пренебрегал описательными элементами, что прямым образом отражает его эмоциональное состояние.
Писатель умер 2 августа 1997 года от инфаркта миокарда.
Лоуренс Ферлингетти
Поздним представителем бит-движения считается поэт Лоуренс Ферлингетти. Лоуренс Монсанто Ферлингетти родился 24 марта 1919 года в Йонкерсе, Нью-Йорк. Его воспитывала тетя, а затем приемные родители. Участник Второй мировой войны. Учился в университете штата Каролина и Колумбийском университете, где в 1947 году получил учёную степень магистра по английской литературе. Продолжил обучение в Сорбонне, получив докторскую степень в области поэзии.После войны он поселился в Сан-Франциско, где и открыл книжную лавку «Огни Города». Его книжный магазин быстро стал местом сбора многих литераторов бит-поколения. Примерно в то же время Ферлингетти начинает заниматься издательской деятельностью, публикует работы статусных поэтов, но не обходит стороной и молодых. В октябре 1956 года в четвёртом выпуске серии «Карманные поэты» вышла поэма Аллена Гинзберга «Вопль». После выхода тираж был изъят полицией, Ферлингетти и сотрудник магазина были арестованы, против них было возбуждено уголовное дело по обвинению в нарушении благопристойности, однако Ферлингетти выиграл дело в суде.
В своих собственных работах Ферлингетти демонстрирует стилистику, навеянную джазом, и дух импровизации. Ферлингетти известен благодаря своей умелой комбинации юмора и мрачности, а также злободневным размышлениям о положении Америки и всего мира в середине прошлого века. Он обличал упадок и притворство американской культуры, а также деструктивный потенциал капитализма, но его главным инструментом была насмешка над всей этой абсурдностью.
Ферлингетти умер 22 февраля 2021 года у себя дома — в здании, где также находится основанный им в 1953 году книжный магазин CityLights. Причиной смерти стала болезнь легких.