Губернатор Александр Дрозденко подписал постановление об условиях включения садоводств в границы населенных пунктов.
И впрямь – почему, к примеру, Абрамова Гора или Батьково с населением 1 (прописью – один) человек – полноправный населенный пункт, а СНТ «Северная Жемчужина», где более тысячи жителей – всего лишь садоводство?
Постановление №281 от 2 мая называется так: «Об установлении требований, при соблюдении которых территории садоводства могут быть включены в границы населенного пункта либо в границах территории садоводства может быть образован новый населенный пункт».
Во вводной части - два условия: внесение изменений в генплан соответствующего муниципального образования и утверждения названия (наименования) нового населенного пункта правительством РФ.
Возможность превращения СНТ в поселок или деревню была заложена в федеральном законы №312 от 14 июля 2022 года, вносящем поправки в закон о садоводах.
В январе областная прокуратура даже напомнила губернатору: мол, разработка нормативного акта под контролем.
В феврале зам руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий пояснял необходимость разработки местных требований: «Мы не могли утвердить единые алгоритмы для всех ввиду разной региональной специфики».
В Ленобласти, кстати, есть прецедент: в 2007 году самостоятельным населенным пунктом стал коттеджный поселок «Западная Лица». Теперь у него есть своя администрация и сельсовет…
Но вряд ли такой подход станет массовым: слишком специфичен состав населения Западной Лицы. А вот деревни Кузнецово и Труново, Иевково и Посечено – наоборот, упразднили. Как и десятки других – «в связи с отсутствием населения».
В Петербурге, кстати, законодатели тоже озабочены правами садоводов. И всячески поддерживали федеральные инициативы о присоединении к населенным пунктам.
Хотя петербургских садоводств (хоть в Пушкинском, хоть в Курортном районе) это вообще не касается – они и так находятся на территории города.
Но при этом, как поясняли в ЗС Петербурга, «летом на свои участки выезжают порядка 2,5 миллионов человек. Около 200 тысяч петербургских семей проживают там постоянно». (Почувствуйте разницу: «проживают постоянно» или «зарегистрированы по месту жительства»?)
В марте 2023-го губернатор Александр Дрозденко в ходе прямой линии так пояснял свое видение проблемы: «Со включением СНТ и ДНП в границы населённого пункта все расходы по организации обслуживания СНТ и ДПН… софинансируются из местного бюджета. Как правило, местный бюджет не настолько может себе это позволить…».
По сути. Чтобы претендовать на включение территории в состав населенного пункта, СНТ должно иметь с ним общую границу.
Это условие необходимое, но совершенно недостаточное. Потому что предписанное законом внесение изменений в генплан муниципального образования, изменение категории земель (с «сельхозки» на земли населенного пункта») находятся под жестким контролем областных властей.
Далее в документе сформулированы еще полторы десятка условий и требований. Например: не менее 75% домовладений должны иметь статус жилого дома («для постоянного проживания»), соответствие инженерных сетей и дорог «нормативным требованиям».
Главное – вот: «Заключение местной администрации о достаточности доходных источников для решения местных вопросов». Вы когда-нибудь видели чиновника, которому хватает денег для решения «местных вопросов»? «Пригород» - не встречал… На этом, собственно, можно поставить точку.
О правовой путанице с понятиями «населенный пункт» и «муниципальное образование» можно почитать, например, в блоге Натальи Джеломановой.