"Страх ослабляет человека и отдаёт его на растерзание болезням."
Здравствуйте, дорогие друзья и гости канала «Загадка Человека»!
Сегодня у нас тема разговора – детские страхи. Тема достаточно актуальная, хотя многие родители не придают этому явлению должного внимания. Потому что, чем раньше к раннему возрасту у ребёнка появляется страх или фобия, тем дольше она сохраняется. Иногда такие страхи укореняются на всю жизнь, если вовремя с ними не поработать и не убрать их.
Итак, если вам всё же не всё равно, что происходит с вашим ребёнком и есть подозрение, что в нём поселился какой то страх, обратите внимание на его поведение. Ребёнок может и не говорить о том, что его беспокоит, но его поведение само выдаст нужную вам информацию. А именно:
20 признаков того, что ваш ребёнок чего то боится:
1. Ребёнок стал раздражителен, неуравновешен.
2. Любое задание вызывает излишнюю тревогу.
3. Работает напряжённо. Сковано.
4. В последнее время плохо кушает, ссылаясь на плохой аппетит.
5. жалуется на плохие, страшные сны.
6. Долго не засыпает. Спит тревожно. Разговаривает во сне.
7. Часто меняется настроение. Причем в течении дня.
8. Ребёнок перепуганный. Боится почти всего.
9. Очень эмоционально реагирует на незначительные стрессовые ситуации.
10. Слишком молчалив или наоборот разговорчив.
11. Грызёт ногти, предметы, что то всё время крутит в руках, руки постоянно чем – небудь заняты.
12. Повторяются припадки истерики.
13. Часто рассказывает о возможных неприятностях.
14. Отображает в играх страшные сцены из жизни.
15. Возможен энурез (писается).
16. Заикается.
17. Частая отрыжка, тошнота.
18. Слишком перестраховывается. Излишне использует разные средства защиты себя ( в зависимости от вида или конкретного страха).
19. Ходит «хвостом» за взрослыми, не отрываясь. Или сидит всё время дома, не гуляет с ровесниками на улице.
20. При длительном переживании страха возможно развитие хронической болезни.
Если вы заметили, что обычное поведение вашего ребёнка изменилось и в нём присутствуют признаки из вышенаведённого перечня, понаблюдайте за ребёнком, поговорите с ним, что его тревожит. Если ребёнок ещё дошкольного возраста или младшего школьного – поиграйте с ним в ролевую игру с использованием его любимой игрушки. При этом невзначай задавайте нужные вопросы и создавайте ситуации в игре. То, что ребёнок не расскажет вам, он расскажет игрушке или во время игры.
Что же делать, если рёбёнок чего то боится?
- старайтесь понять причину страха, найти его первоисточник;
- не стыдите ребёнка, если он чего то боится;
- помогите ему в моменты страха (обьясните причину страха, сделайте вместе задание и т.д.);
- научите ребёнка не бороться со страхом или бежать от него, а по-другому на него посмотреть, как на ситуацию, которую можно решить;
- перед сном поговорите с ребёнком, успокойте его, настройте на хороший сон и завтрашний день;
- превратите страх ребёнка на что-то смешное. Используйте для этого интересные ему методы: рисунки, сценки, игрушки, сказки;
- берите ко вниманию богатство детской фантазии, учитывайте, что ребёнок может дофантазировать то, чего нету.
Формы коррекции поведения ребёнка в борьбе с его страхами или как мера профилактики страхов.
1. Игра.
Основным средством снятия невротических состояний есть, конечно, игра. Свободная, непринуждённая, игра притягивает и привлекает ребёнка. Он в такой атмосфере игры раскрепощается, даёт волю чувствам и эмоциям.
Игра – это как индикатор настроения и состояния нервной системы ребёнка, и как форма профилактики каких то нервных нарушений.
2. Общение с природой.
Могучим средством коррекции нервной системы есть природа. Прогулки в парке, лесу, купание в речке, озере, отдых на море, небольшие походы – всё это очень хорошо влияет на нервную систему, как антидепрессант и антистрессовый фактор.
3. Спорт.
Никто не отменял спортивные секции и кружки. Сегодня родители могут отдавать детей в спорт с трёх лет. Занятие спортом – это и умеренная физическая нагрузка, и игра, и общение со сверстниками. Всё это имеет очень положительное влияние.
4. Закалка.
Этот приём не столь популярен сегодня, как в 20-том веке. Это и солнечные и воздушные ванны, обливания и обтирания и другие методы. Но к этой форме нужно подходить с умом, предварительно подготовившись и вооружившись правильной информацией и проконсультировавшись у доктора. А то можно наделать беды.
5. Работа с естественным материалом. Изготовление поделок.
Изготовление различных фигурок и предметов из песка, глины, пластилина, дерева. Ручная работа формирует у ребёнка произвольную деятельность. Что является положительным фактором.
6. Рисунок.
Рисование красками. Мелками, карандашами. Это не только приятное проведение времени. Это сильный диагностические приём. По рисунку, его сюжету. Подбору цветовой гаммы, размещению на листе можно много чего узнать, что происходит в душе у ребёнка.
Подводим итог.
Конечно. Хотелось, чтобы ребёнок наш ничего не боялся. Но так не бывает. Все мы чего то боимся. Но стремиться сберечь мир и покой в душе у ребёнка нужно. Что же для этого надо?
- Создание атмосферы спокойствия, доброжелательности, защищённости, равновесия.
- Эмоциональная поддержка, позитивные высказывания, направленные на формирование уверенности ребёнка в себе.
- Координация воспитательно – коррекционного влияния обоих родителей, чтобы не было потом, что кто-то хороший, а кто то плохой.
- Отказ от запрета принимать ребёнком самостоятельно решений.
- Организация режима дня. Прививание определённого распорядка с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка.
- Обеспечение физического. Умственного и эмоционального развития ребёнка.
- Повышенное внимание к ребёнку в периоды его возрастных кризисов: переход из дошкольного возраста в школьный (5-7 лет), переходный период (12 – 15 лет).
- Никакого запугивания, не винить и не позорить.
- Понимание возрастных психологических особенностей своего ребёнка. Особенностей его характера и темперамента.
На этом пока всё.
Всех благодарю за внимание. Надеюсь, было инткресно и полезно.
Не забывайте ставить лайк и подписываться.
С вами и для вас канала «загадка Человека»!