У слова «ленивый» негативная коннотация. Никто не хочет, чтобы его видели и считали ленивым. Это практически звучит как оскорбление. Между тем, так называемое «ленивое воспитание» — тенденция, медленно завоевывающая родительский мир, и противопоставленная вертолетному типу воспитания.
Да, даже в воспитании детей периодически меняются тенденции. В этом смысле оно похоже на ветреную моду. Воспитание по методу Спока, воспитание по Ньюфелду, позитивное воспитание, французский метод, китайский метод, родители-вертолеты, газонокосилки, тигры, дельфины… И это всего лишь несколько примеров того, как много разных идей есть у взрослых в вопросах воспитания.
Возможно, так называемое ленивое воспитание не продержится в мире родительских идей слишком долго, а возможно и наоборот — вытеснит все остальные через какое-то время.
Наиболее кратко и ярко ленивое воспитание можно охарактеризовать в противовес «вертолетному воспитанию», известному своим сверхопеканием, не дающим детям шанса на самостоятельность и набивание шишек собственным опытом. Вертолетные родители контролируют каждый аспект жизни малыша - его свободное время, друзей, выбирают для него лучшие дополнительные занятия, оказывают давление, чтобы воспитать гения. К сожалению, такой подход может оказать негативное влияние на психику ребенка и даже вызвать эмоциональное выгорание, тревожность и другие расстройства.
Ленивое же воспитание использует более пассивный подход к воспитанию детей. Идея ленивого воспитания состоит в том, чтобы дать детям возможность развить чувство собственной эффективности и свободы действий, независимости, ответственности и уверенности в себе, а также предоставить пространство для обучения на ошибках и попадания в неудобные ситуации. Благодаря этому ребенок убедится в собственных силах, сможет самостоятельно решать определенные задачи и научится справляться с различными ситуациями.
Ленивые родители не предлагают решение задач на блюдечке, не помогают ребенку на каждом шагу, они как бы на мгновение отходят в сторону, дают возможность развиваться благодаря своей пассивности. Родитель не исчезает полностью, не оставляет карапуза совсем одного, но и не сразу вступает в игру, дав ему сначала шанс решить ситуацию самостоятельно. Такой подход приносит блаженство, потому что он снимает нагрузку как с детей, так и с родителей.
Ленивое воспитание позволяет ребенку научиться самостоятельности и умению решать проблемы, а это две чрезвычайно важные способности на протяжении всей жизни, на каждом ее этапе. Ребенок, лишенный этой возможности, может стать беспомощным, неуверенным в себе и даже развить убеждение, что он ни на что не годен, так как родитель всегда делает это за него. И ведь родитель не всегда будет рядом...
Как реализовать ленивое воспитание?
Пусть ваш ребенок свободно играет и сам определяет, что он хочет делать и как. Для этого выделите дома для него безопасное место – место, где он может находиться, где полно игрушек, адаптированных к его возрасту, и где он вряд ли поранится. Не мешайте веселиться, не помогайте, если видите, что у малыша с чем-то проблемы. Дайте ему время разобраться, попробовать разные методы и даже расстроиться из-за того, что у него что-то не получается. В зависимости от потребностей и возраста вашего ребенка, вы можете (или не можете) присутствовать рядом физически.
Возложение на ребенка ответственности означает признание того, что иногда он не будет делать то, что должен. Ленивые родители принимают это и говорят, что в разумных пределах дети должны испытать естественные последствия своих решений. Следуя ленивому воспитанию, мама проводит своего ребенка через весь процесс, скажем, подготовки к следующему учебному дню – сделать уроки, собрать рюкзак, но затем предоставляет ребенку самому заняться этим. В те дни, когда он не забывает следовать распорядку, все получается хорошо, и ребенок чувствует уверенность и гордость за свои способности. В те дни, когда он пропускает что-то (уроки не сделал, карандаши не наточил), то сталкивается с последствиями своих оплошностей и делает соответствующие выводы.
При ленивом воспитании родитель должен в определенных ситуациях преодолевать искушение что-то улучшить после ребенка, что-то исправить, что-то сделать за ребенка. Вместо этого наблюдайте за ними и смотрите, как они что-то делают, взаимодействуют. Малыша следует вовлекать во все больше и больше домашних дел – не внушайте ему веру в то, что еда волшебным образом делает сама себя, как и стирка, а дом становится чистым только благодаря нашим усилиям.
Светлана Савченко