Прикассовая зона в магазинах — самая эффективная в смысле продаж. Покупатели, стоя в очереди с тележкой, бездумно набирают оттуда ненужные, в обшем-то, покупки. Авторы законопроекта о запрете присутствия алкоголя в прикассовой зоне считают, что такая мера лишит потребителя соблазна и снизит потребление алкоголя. Законопроект планируют рассмотреть уже в весеннюю сессию. Об этом рассказал его соавтор депутат Ярослав Нилов.
Депутат сказал, что алкоголь не должен стоять у касс в открытом доступе, его нужно убрать от взора покупателя. Потому что, придя в магазин за хлебом или молоком, покупатель как правило следует именно в хлебный или в молочный отдел. Но на кассе невольно вместе с жвачкой или шоколадками покупает алкоголь, хотя поначалу не планировал.
Товара у касс стимулирует импульсивные покупки, в противном случае его там не было бы, сказал руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Мелкая алкогольная тара плюс невысокая стоимость – повод прихватить на всякий случай или на дорожку. Около 60 процентов всех продаж «мерзавчиков» приходится именно на прикассовую зону. Чекушки водки возле касс обеспечивают примерно 20 процентов продаж от общего количества проданных бутылок с алкоголем.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз с этим не согласен. По его мнению, алкоголь никогда не был предметом спонтанных покупок. За водкой, коньяком или вином всегда идут целенаправленно. Дробиз уверен, что можно забыть купить хлеб или молоко, но спиртное – никогда. К тому же запрет на выкладку в прикассовых зонах никак не снизит потребление алкоголя. Глава Центра приводит в качестве примера Финляндию. Там существуют жёсткие ограничительные меры, но алкоголь употребляют 80 процентов взрослого населения.
А по мнению председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игоря Караваева, запрет на продажу алкоголя в прикассовой зоне повлечёт дополнительные бизнес-затраты. Ретейлеры будут обязаны сделать перепланировку торгового пространства. Но алкомаркеты и простые небольшие по площади магазины технически не смогут выполнить это требование – их прикассовую зону сложно определить.