Найти тему
Открытая Книга

Травля зверей, петушиные бои и уличные потасовки: грубые утехи английского простонародья

Пока достопочтенные лорды развлекали себя театрами, охотой и балами, простые англичане в немногие праздничные дни также любили отвести душу – но в более грубых и приземленных забавах.

Одно из любимых развлечений английской королевы Елизаветы I была медвежья травля
Одно из любимых развлечений английской королевы Елизаветы I была медвежья травля

Пожалуй, одной из любимых забав простонародья, которую иногда посещали и знатные англичане, была травля медведей, быков и других животных собаками. В Лондоне для этого был специально устроен «Медвежий сад». Медведей и быков травили собаками породы мастифф. «Кусающиеся, царапающиеся, рычащие, дергающие, хватающие, мечущиеся и кувыркающиеся» медведи, которых атаковали со всех сторон проворные собаки на цепях, вызывали всеобщий восторг. Особой любительницей этого развлечения была английская королева Елизавета I, специально устраивавшая такие игрища в честь иностранных послов и чтобы, подобно римским императорам, потешить толпу. Интересно, что уже столетие спустя образованным джентльменам такое зрелище казалось «диким» и «преотвратным».

Еще большую популярность среди простых англичан снискали петушиные бои, поскольку «петушиная игра» была доступнее медвежьей, а развлечение приносило больше удовольствия по причине ставок, делавшихся на победителя. В Лондоне любители этого развлечения воскресными и праздничными вечерами собирались в Парижском саду, в Саутварке, рядом с театрами или на Левин-стрит, Шу-лейн и Сент-Джилс-ин-зе-филдс, где проходили наиболее популярные петушиные бои.

Петушиные бои. Гравюра Уильяма Хогарта, 1759 год.
Петушиные бои. Гравюра Уильяма Хогарта, 1759 год.

Любопытный рассказ о об одном из них оставил в своем дневнике современник Сэмюэль Пипс:

«Привлеченный расклеенными по городу афишами, отправился на Шу-Лейн поглядеть на петушиный бой, чего прежде не видывал ни разу. Боже, кого там только не было, народ самый разнообразный, от члена парламента Уайлдса… до самых бедных подмастерьев; булочники, пивовары, мясники, ломовые извозчики и прочий сброд; кричат, сквернословят, поносят друг друга, бьются об заклад. Довольно скоро мне все это изрядно надоело, однако один раз побывать на подобном спектакле стоило; любопытно было наблюдать за этими несчастными созданиями, как отчаянно они сражаются, пока не падают на стол замертво, как наносят противнику удар, находясь уже на последнем издыхании, — ни смертельная усталость, ни тяжкие раны не дают им права пойти на попятный… Лишись он даже обоих глаз, [его] непременно сохранят для потомства: ведь от него родятся бойцы — столь же доблестные и беззаветные. И еще одно показалось мне любопытным: как это люди столь низкого достатка, у которых вид такой, будто им и на кусок хлеба не хватает, преспокойно ставят и проигрывают по три-четыре гинеи зараз, после чего как ни в чем не бывало ставят столько же на следующий кон, то бишь бой, спуская таким манером по 10, а то и 20 гиней за день» (Запись за 21 декабря 1663 года).

Если 1 золотая гинея составляла тогда 21 шиллинг, что эквивалентно заработной плате лондонского рабочего примерно за 10,5 дней, страшно представить, какие огромные суммы просаживались на этих забавах!

В "просвещенном" XVIII веке для посещения Тайберна лондонским работягам выделялось 8 выходных дней в году
В "просвещенном" XVIII веке для посещения Тайберна лондонским работягам выделялось 8 выходных дней в году

Другим экстремальным развлечением простых лондонцев были публичные казни. Интересно, что после отказа от католицизма англичане потеряли множество праздничных выходных дней – из всех церковных праздников, помимо воскресений, остались лишь Пасха, Троица и Рождество. Зато выходные дни предоставлялись на 8 «вешательных дней», когда в Лондоне совершались казни над приговоренными уголовными преступниками. Толпы «отдыхающих» собирались в лондонском районе Тайберн, чтобы созерцать ужасное зрелище, которое, как мне кажется, в те времена заменяло людям фильмы ужасов. Надо сказать, что тогдашнее уголовное право отличалось страшной, с нашей точки зрения, жестокостью: смертью каралось обычное воровство (на сумму больше 5 шиллингов из лавки или 40 шиллингов у частного лица).

Очень часто случались и уличные потасовки. Иногда по веским поводам – например, между сторонниками разных кандидатов на выборах. Так, по спорным результатам одних выборов на улицах бились друг с другом банды спиталфилдских ткачей и ирландских носильщиков (работавших в Лондоне), которая закончилась гибелью одного из участников. Но дрались и по совершенно бытовым поводам.

Уличные драки тех времен были делом серьезным - в ход шли не только кулаки, но и палки и ножи
Уличные драки тех времен были делом серьезным - в ход шли не только кулаки, но и палки и ножи

Вот как описывает массовые драки уже упоминавшийся современник:

«Влез на табурет и наблюдал за боем: сошлись мясник и лодочник, дрались они беспощадно. Инициатива с самого начала принадлежала мяснику, пока наконец лодочник не выронил шпагу и мясник, то ли не заметив, что противник безоружен, то ли еще по какой причине, рассек ему запястье, так что больше лодочник драться был не в состоянии. Не прошло и минуты, как на площадку выбежала целая орава лодочников отомстить мяснику за запрещенный прием и целая толпа мясников, дабы не дать в обиду своего товарища, хотя большинство собравшихся и ругало его; завязалась потасовка, в ход с обеих сторон пошли кулаки, палки, ножи. Смотреть на это было одно удовольствие, но я стоял в самом центре и боялся, как бы не досталось и мне. В конце концов, дерущихся растащили, и я уехал в Уайт-холл» (Запись за 27 мая 1667 года).

«Только и разговоров что о вчерашней потасовке в Мурфилдс и о том, как мясники сначала побили ткачей (между ними давние счеты), а затем уже ткачи, собравшись с силами, одержали решающую викторию. Поначалу мясники расправлялись с ткачами, узнавая их по зеленым и синим фартукам, так что ткачам пришлось снимать их и прятать в карманы штанов. В дальнейшем же настал черед мясников снимать свои нарукавники, однако это их не спасло: им крепко досталось, некоторых побили в кровь. В результате ткачи праздновали победу. «Сто фунтов за мясника!» — победоносно провозглашали они» (Запись за 26 июля 1664 года).

Это лишь малая толика способов приятного времяпровождения англичан XVI-XVIII веков. К сожалению, об очень многих развлечениях нельзя здесь написать. Но даже это дает представление о том, в каком мире жило простонародье всего пару столетий назад.

С повышением уровня образования, материального благосостояния и культуры англичане, как и другие европейцы, стали цивилизованным народом, а массовые забавы стали более "травоядными". Но мы никогда не должны забывать, что между цивилизацией и варварством - только "тонкая красная линия", и ценить то, что имеем.

Если вам было интересно, обязательно поставьте лайк 👍, делитесь своими мнениями в комментариях и сообщайте, какие темы из истории Англии вам интересны – они обязательно появятся в дальнейших выпусках «Хроник Туманного Альбиона»!