Разберем ситуацию. Предприниматель А. давно работает под названием "Ракета", у него - своё маркетинговое агентство.
Однажды юрист приносит А. претензию, с требованием прекратить использовать название. Основание - свидетельство на регистрацию товарного знака "Ракета" , правообладатель - предприниматель Б.
Что делать? Соглашаться с претензией и менять название? Идти в суд и там выяснять, кто мог использовать "Ракету", а кто - нет? Или просто проигнорировать это письмо?
Меня зовут Елена Лучинина, я исполнительный директор патентного бюро "Железно". В этой статье расскажу, что нужно делать, если претензия уже пришла, и почему смена названия может не потребоваться.
Как так получилось, что вы нарушили чужие права на товарный знак?
Товарный знак - зарегистрированное в Роспатенте обозначение, которое отличает одного продавца от другого.
Главное требование для регистрации - товарный знак должен быть уникальным.
Важно, что товарный знак регистрируется для определенной сферы деятельности. И защищен только в ее рамках.
Например, вот эти два обозначения не могут быть зарегистрированы в Роспатенте, если оба называют безалкогольные напитки.
А если один знак - для напитков, а второй - для рекламного агентства, никаких проблем: будут зарегистрированы оба.
То есть одинаковые названия могут сосуществовать, если они зарегистрированы для разных классов МКТУ.
Но если знак зарегистрирован в вашей сфере, а вы используете похожее название без регистрации, вы - нарушитель.
Без разрешения владельца никто не может использовать бренд в коммерческих целях.
Владелец товарного знака может:
* написать досудебную претензию с требованием компенсации;
* взыскать компенсацию за нарушение через суд- до 5 млн руб;
* потребовать прекратить использование его бренда.
Вы получили претензию от владельца бренда. Что делать?
Во-первых, не паниковать. Прежде, чем вы сядете писать ответ, нужно убедиться, что нарушение действительно было.
Во-вторых, даже если владелец товарного знака на первый взгляд прав, последствия претензии можно смягчить.
Следуйте схеме, по которой мы сами действуем, когда оцениваем ситуацию при получении претензии нашим клиентом:
Шаг 1. Проверьте наличие товарного знака в реестрах ФИПС
Роспатент открыто публикует информацию о всех зарегистрированных обозначениях. Найти товарный знак можно по уникальному номеру, он обязательно должен быть указан в заявке. Если обозначение не было зарегистрировано, нет и основания для претензии.
Наличие регистрации можно проверить по номеру заявки или товарного знака - подчеркнуты красным.
Шаг 2. Убедитесь, что знак действует
Любой товарный знак регистрируется на 10 лет. Истек срок действия - истекли и права владельца.
Статус действия товарного знака.
Шаг 3. Проверьте данные правообладателя
Они должны совпадать с официальными данными на сайте Роспатента. Если товарный знак зарегистрирован на одно юрлицо, а претензию прислало другое, она не имеет юридической силы.
Данные правообладателя.
Шаг 4. Ознакомьтесь с классами МКТУ, в которых зарегистрирован знак
МКТУ - международная классификация товаров и услуг. Обозначения регистрируются в определенном перечне классов, которые совпадают с видами деятельности.
Если вы продаете цветы, а владелец товарного знака - электронику, вы не нарушаете его исключительных прав - ваши товары принадлежат разным классам.
Два сходные товарные знака не мешают друг другу, так как зарегистрированы в разных классах МКТУ. Первый - для юридических услуг, второй - для строительства.
Если информация в претензии достоверна, а вы все-таки нарушили чужие права, необходимо связаться с правообладателем.
- Постарайтесь прийти к мировому соглашению
Правообладателю не выгодно обращаться в суд. Это трата нервов, денег и временных ресурсов.
- Попробуйте снизить размер компенсации
Заявителю претензии выгоднее договориться с вами на приемлемую сумму, чем собирать доказательства нанесенного ущерба.
Худшее, что можно сделать при получения претензии - оставить ее без внимания. В таком случае владелец товарного знака обратится в суд и сможет взыскать компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, а ваше молчание станет отягчающим обстоятельством.
Правильная реакция поможет избежать суда, выплаты штрафов и потери деловой репутации.
Если вам нужна помощь с проверкой претензии, или консультация по регистрации товарного знака, вы можете оставить заявку на нашем сайте https://clck.ru/drDuQ