Москва. Кремль. Ельцин: «Не так сели, Степашин — первый зам. Сергей Вадимович, пересядьте. Первый зам Председателя Правительства — Степашин Сергей Вадимович!.. Больше, вроде бы, ошибок нет». Эту эпическую фразу Президента России Бориса Ельцина помнят многие граждане нашей страны. Она возвращает в теперь уже далёкие девяностые, передаёт эпоху конца прошлого века.
Апрель-2023. Москва, Китай-город, международная общественная организация «Императорское Православное Палестинское Общество» (ИППО). Небольшой особняк — ранее жилой дом XVIII—XIX веков с палатами века XVII, входящий в ансамбль городской усадьбы Н. А. Сумарокова — Н. А. Тюляевой. Кабинет С. Степашина.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Сергей Вадимович СТЕПАШИН — российский государственный, политический и общественный деятель, доктор юридических наук, профессор, генерал-полковник, председатель Ассоциации юристов России, председатель попечительского совета публично-правовой компании «Фонд развития территорий», государственный советник юстиции РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Председатель ИППО.
Сергей Вадимович радушно встречает. Здороваемся, садимся за стол. Нарушаю протокол общения и, не сдерживаясь, говорю: «Сергей Вадимович! Видя вас, переношусь в девяностые годы и чувствую себя пацаном, студентом истфака, вспоминая знаменитую правительственную рокировку Бориса Николаевича!». Затем докладываю о состоянии текущих дел Крымского регионального отделения ИППО. Завершив официальную часть встречи, уже в качестве корреспондента прошу Сергея Вадимовича дать интервью «Крымским известиям» и ответить на несколько вопросов для крымчан.
— Сергей Вадимович, что для России Крым? Что он значит лично для вас как политика, как просто россиянина и каково, с вашей точки зрения, его социокультурное измерение?
— Если тезисно: Крым — это Россия, таковым он стал ещё при Екатерине, хотя и до этого знакового события там было много исторических судеб, связанных с нашим государством. Во-вторых, Крым — это Севастополь. Я родился в семье военно-морского офицера, и для меня Севастополь — город военно-морской славы. В годы моего премьерства мы вместе с Леонидом Кучмой приезжали туда и решили окончательно вопрос по крейсеру «Москва», по пенсиям военно-морским офицерам. Я и тогда чувствовал себя там, как дома, о чём неоднократно говорил Леониду Даниловичу. В-третьих, Крым — это курорт. Это — удивительно красивая земля. Это — Херсонес, намоленная земля. Это — после Киево-Печерской лавры — второй духовный центр возрождения нашей страны и православия. Крым есть, был и будет российским, где мирно должны жить представители разных народов. Кстати, и вы прекрасно это знаете, там у вас и языки государственные не только русский, но и украинский, и крымско-татарский.
— В личных, не рабочих, планах собираетесь посетить Крым?
— До спецоперации каждый год отдыхал там — рядом с Форосом есть база отдыха. Оттуда с удовольствием ездил в Севастополь, побывал во многих других местах полуострова. В этом году у меня в Крыму будут отдыхать родственники с семьёй. Я, к сожалению, пока в работе. Как видите, никаких проблем с посещением, как и у всех россиян, — нет. Разве что временные, связанные с логистикой. Хотя прекрасный аэропорт сделали, дороги хорошие есть... Очень рассчитываю, что в следующем, 24-м году (у нас выборы, вы знаете) прилетим на самолёте в Симферополь, проследуем по историческим местам. Рад, что у нас там есть отделение Императорского Православного Палестинского Общества. Для меня это очень важно.
— Что ожидаете от его регионального отделения к вашему визиту?
— В Крыму есть на что посмотреть с исторической точки зрения. Повторюсь: у нас, к сожалению, на данный момент многие паломнические маршруты на Святую землю сократились. Произошло это в силу следующих обстоятельств: «Аэрофлот» не летает, израильские линии дороговаты стали для россиян, да и, откровенно скажем, Израиль нас сейчас прохладно встречает.
Альтернативой в плане посещения может и должен стать Херсонес, и не только. В Крыму есть многие другие места, о которых мы с вами уже говорили в ходе беседы. Эти объекты будет интересно посмотреть. Их нужно «открывать» для России. Конечно, предстоит и огромная научная работа по изучению паломнических маршрутов рубежа XIX—ХХ веков.
Предложение Тюменского регионального отделения по созданию в Евпатории санатория по реабилитации участников СВО, которые сегодня защищают нашу Родину, отдавая жизни за свободу страны, в том числе за российский Крым, — очень хорошая идея. Сосредоточимся на её реализации. ИППО — не только паломническая организация. Елизавета Фёдоровна, председатель общества, в своё время занималась огромной по масштабам гуманитарной деятельностью. Вот и сегодня мы определили в качестве главной задачи в обществе милосердие и оказание гуманитарной помощи, поэтому будем работать вместе в заданном направлении. Надеюсь, что крымчане, отделение ИППО в этом помогут. Уверен, меня поддержит и Глава Республики Крым Сергей Аксёнов, которого я прекрасно знаю. Мы с ним советские офицеры, так что будем работать вместе.
— Спасибо.
Наша встреча, начавшись со спонтанной ремарки о 90-х годах ХХ века, завершилась вполне логичным отсылом С. Степашина ко времени первого Президента России. Сергей Вадимович подписывает мне свои мемуары («Пойти в политику и вернуться»), изданные к его 70-летнему юбилею и повествующие о событиях того непростого и уникального в истории нашей страны времени: «Роману Александровичу с благодарностью за совместную работу во благо ИППО».
— Только ж прочти их обязательно (радушно улыбается)...
— Сергей Вадимович!.. (Многозначительная пауза — и широкая улыбка в ответ). Ну конечно же, прочту...
Роман БЛИЗНЯКОВ.
Фото предоставлено Д. БУРДЫГОЙ, управляющим делами ИППО.
Председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по информационной политике, информационным технологиям и связи Иван МАНУЧАРОВ:
— В сложный для страны период, возникший в ходе специальной военной операции на Украине, очень важно единение общества, государственных и политических деятелей вокруг правого дела, которое ведёт Россия, — борьбы с международным нацизмом. В условиях тотального террора Запада, направленного на уничтожение России — русской истории, русской культуры и территориальной целостности, — важны мнение и позиция каждого гражданина страны вне зависимости от его статуса и положения в обществе.
Сегодня Крым практически находится на передовой театра военных действий. Украина и её западные кураторы пытаются посеять панику в Крыму, устраивая диверсии, атаки беспилотников на объекты гражданского назначения, подготавливая террористические акты против руководства Крыма, запугивая людей через информационные вбросы. Но крымчане — это народ, который закалён в многолетней борьбе с украинской оккупацией, начиная с 1991-го — и до 2014 г. Все эти пугалки со стороны киевского режима о захвате Крыма не только не пугают нас, а наоборот — объединяют общество, усиливают веру в нашего президента Владимира Путина и в святую миссию России по очищению мира от нацизма и прочих пороков.
В данной ситуации нашу веру укрепляет и поддержка россиян. Практически на каждом мероприятии, в котором участвуют наши представители, всегда заходит разговор о Крыме. На материке интересуются, как настроение у крымчан, как развивается жизнь после вхождения полуострова в состав России. Люди стараются оказать поддержку и предлагают помощь в рамках своих полномочий и возможностей.
Ещё один важный фактор, который вселяет уверенность в будущее, — это отдых государственных деятелей и их семей в Крыму, несмотря на сложность ситуации. Как пример: отношение к Крыму Сергея Степашина — видного государственного и политического деятеля, который привозит свою семью на отдых на полуостров. В таких случаях я всегда вспоминаю исторические события 1941—1942 гг., когда враг стоял у порога Москвы. Тогда члены Совета обороны рекомендовали Иосифу Сталину эвакуироваться из города. Сталин наотрез отказался покидать столицу, заявив, что это граничит с предательством народа, который верит в него и в партию.