Руководитель пресс-службы региональной Росгвардии Татьяна Скрипко недавно порекомендовала: «Написали бы о теще нашего сотрудника, который служит на СВО. Она собирает и возит гуманитарку, многие ребята там ее знают и любят, называют мамой Лерой. Волонтером она стала задолго до спецоперации, удивительная женщина».
Набираю номер телефона «мамы Леры» и застываю в удивлении: экран смартфона показывает, что этот контакт у меня уже есть! Записан кратко и по делу: «Валерия Гуляева, минтранс». Как?! Та самая Валерия, которая давным-давно работает в краевой администрации помощником министра транспорта и дорожного хозяйства по связям с общественностью и СМИ? Коллега? Мир тесен! И у него есть шансы выстоять, пока среди нас есть такие люди.
Заступилась в детдоме за подругу
Детство Валерии прошло в детском доме в таджикском городе Регар, сейчас он называется Турсунзаде.
- О тех годах остались только хорошие впечатления. У нас были замечательные воспитатели. Заботились о нас и учили всему, что может пригодиться в жизни: стирать, чай заваривать, дрова рубить, борщ приготовить… Наша группа была очень дружная. Жили с девизом, популярным у всех советских пионеров: «Один за всех и все за одного»,- вспоминает Валерия.
- Нас строем водили в город - в кино, в баню. Местные дети обкидывали камнями, называли инкубаторскими, ну это всегда такое происходит… У меня была подруга Лена Мерцель. Все говорили, что мы с ней очень похожи: одного роста, с одинаковыми стрижками, в одинаковой форме. Лена и Лера.Как-то гуляли мы в парке при нашем детском доме, собирали гербарий. И вот подружка листик не с земли подняла, а с дерева сорвала. За это нас хлопнул не пойми откуда взявшийся «зеленый патруль» и записал Лену в книгу позора. У нас была такая практика: если что-то совершили плохое, об этом объявляли на утренней линейке, клеймили позором, заставляли извиниться. Лена очень переживала и попросила меня выйти на линейке вместе нее. Я согласилась - мы же подруги. Утром все классы выстроились квадратом во дворе. Слышу грозное: «Лена Мерцель, выйти на середину!». Выхожу я, опустив голову. Меня ругают на чем свет стоит: «Пионерка Лена сорвала лист с дерева!» Сейчас смешно, а тогда я разрыдалась.Прочувствовала, как будто это меня ругают. Потом еще учителя отчитали за то, что вышла за подругу. И подобных случаев было много. Сейчас понимаю, что уже в детстве старалась взять под защиту слабых и тех, кому нужна помощь.
«Твой муж первый получит нож в сердце»
После детдома Валерия поступила в кулинарное училище, выучилась на лаборанта-технолога хлебобулочных и кондитерских изделий. Это считалось хлебной профессией во всех смыслах этих слов. Но по этой профессии проработала совсем немного. Потом окончила институт искусств, а в 21 год вышла замуж. В 22 родила сына. Дочь появилась на свет в год, когда рухнул Советский Союз.
- Это было ужасно. Не сравнить ни с чем. Большая беда. Муж в то время был военным. Когда мы поженились, сразу переехали в пограничный город Таджикистана, который считался горячей точкой. Только так можно было получить свое жилье. Мы два года жили в семейном общежитии, а потом въехали в долгожданную трешку в новом доме. Сразу на радостях купили стенку, цветной телевизор, ковры. Но все вместе пришлось бросить и уехать…- говорит Валерия Гуляева.
- И квартиру?!
- И квартиру…
Валерия вспоминает, что, когда распался Союз, их городок в одночасье окрасился в зеленый цвет, а на всех вывесках кириллицу сменила арабская вязь. Женщины закутались в паранджу, мужчины надели шаровары и халаты.
- Я тогда работала лаборантом-технологом на местном хлебобулочном заводе. Как-то меня подозвал сторож, говорит: «Лера-хон, собирайте свои вещи и уезжайте в Россию, или будет вот так (и провел по горлу большим пальцем). Ты хороший человек, можешь оставаться, но твой муж первым получит нож в сердце». Ошарашенная, я пришла домой, пересказала эти слова супругу, но он сначала мне не поверил. Потом я все же убедила его уехать.- говорит коллега.
«Работы не было, и я ее себе придумала»
Семья переехала на Кубань. Здесь за несколько лет до развала Союза Валерия нашла родственников. Даже приезжала знакомиться.
- Хоть и было мне тогда всего 18 лет, я уже была сформировавшейся личностью. Зарплату получала немалую по тем временам - 200 рублей,- вспоминает Валерия.
Приехала с хорошими подарками. Тогда первый раз увидела отца. А перед тем как бежать из Таджикистана, Валерия позвонила родственникам, те сказали: «Приезжайте, что-нибудь придумаем».
- Это был очень тяжелый момент в жизни. Приехали в Староминский район и, взяв ссуду в банке, купили саманный дом без света и газа, стали обживаться. На руках новорожденная дочь. Работы не было, и я ее себе придумала. В русской печи нашей хатки пекла хлеб и продавала его соседям по 2 рубля за буханку. Еще стригла по бартеру: вместо денег мне приносили домашние яйца, крупы. Огород засаживать соседи первое время помогали. Постепенно мы завели уток, гусей, кур, свиней. Самое главное - было чем детей кормить.- говорит коллега.
- Спасибо, Кубань, что приняла, обогрела. На тот момент о поддержке государства никакой речи не шло, стране самой было тяжело. Но сына и дочь удалось поставить на ноги, оба получили высшее образование. Я и сама здесь окончила еще один институт - Северо-Кубанский гуманитарно-технологический, факультет - менеджмент организации.Если вспоминать 1990-е годы, кем только ни работала. И ремонт делала у новых русских. И кушать их семьям готовила. На свадьбы пекла обрядовую выпечку, шишки всякие. Картошку продавала на рынке. Коммерцией немного занималась. А потом стала администратором единственного на селе профессионального театра кукол. Режиссер у нас был - ученик Образцова. Я смогла вывести театр на лучшие заработки - возила артистов с гастролями по Черноморью.
Несчастье помогло встретить близкую подругу
А потом Валерия выиграла конкурс местной телекомпании на должность корреспондента. Стала осваивать эту профессию. Через время ее назначили редактором, а затем и директором компании. Дальше - больше: пригласили на должность генерального директора в телекомпанию Усть-Лабинского района. Потом стала руководителем пресс-службы местной администрации.
- Это время хорошо запомнилось. В 2012 году случилось наводнение в Крымске. Мы сразу же поехали туда. За нами закрепили улицу Ленина, где мы выставили палатки, организовали полевую кухню, баню построили. Кормили пострадавших горячей едой три раза в день. Государство, край тогда выделили средства и помогли людям начать жизнь заново… А в 2014 году с Украины пошел поток беженцев, в том числе в наш район. Мы их расселяли, собирали для них гуманитарную помощь. У меня в голове роились вопросы: «Как будут жить эти люди? Что для них могу сделать лично я?» Так взяла под свое крыло бабушку с двумя внучками. Через административный ресурс помогла с жильем, несколько лет курировала, помогала в разных вопросах.- вспоминает коллега.
Так Валерия обрела близкую подругу. Все началось с того, что на электронную почту администрации района пришло письмо от девушки из Светлодарска (сейчас ДНР). Она написала: «У нас боевые действия, хочу приехать на Кубань, там у меня родственники, помогите их найти. Из всей информации только фамилии и то, что родня живет в Воронежской».
- Меня никто не просил. Я села в машину и поехала в Воронежскую. Родственников Ирины нашла, но, когда она к ним приехала, они ее не приняли: «Нам самим места мало, вот - Бог, вот - порог». Забрала Иру к себе, зарегистрировала, нашла работу. Мы до сих пор дружим, общаемся каждый день, правда, теперь на расстоянии. Ира вышла замуж, уехала в Череповец, счастлива.
Обожгло мыслью: посылки не всем присылают
Когда началась спецоперация, Валерия поняла, что будет помогать российским военнослужащим.
- Это осознание пришло сразу. Моего зятя, сотрудника Росгвардии, отправили на СВО в первый же день, 24 февраля 2022 года. Виктор - мое золотце, мой сыночек. У него тоже непростая судьба: воспитывала только мама, но она рано умерла… Зять служил в Президентском полку, туда, как вы знаете, отбирают самых достойных и красивых. Потом стал росгвардейцем. Когда мы с дочкой узнали, что через часть можно отправить посылки, то очень обрадовались. Собрали все, что любит наш защитник, и, конечно, не забыли вложить письма, полные любви, нежности и добрых пожеланий. От внучки, его дочки (ей тогда исполнился 1 год) папе отправили нарисованную ладошку с поцелуйчиками.- говорит Валерия.
А уже через две недели получили ответное видео. Смотрели его, затирая до дыр. Виктор доставал из посылки провиант и озвучивал с юмором каждое свое движение. Поблагодарил за все присланное от себя и от своих товарищей.
- Тогда меня обожгло мыслью: а ведь не всем присылают посылки! Знаете, как сердце защемило? В детском доме у нас все было общее, и мы всегда друг друга поддерживали. Огромное количество ребят, которые несут службу на спецоперации, я знаю лично, для меня все они - мои дети, некоторые меня и называют мамой Лерой.
Тогда Валерия поняла, чем будет заниматься. Она поделилась идеей со своей подругой Александрой Кошелевой, заместителем редактора «КН» и председателем Ассоциации пресс-служб Кубани. Она и предложила создать группу, бросить клич. Так и сделали. В их телеграм-канале «РоссияVместе» неравнодушные люди со всей страны.
Валерия рассказала, что они присылают продукты, вещи, медикаменты, предметы первой необходимости, переводят деньги. В зону проведения СВО коллега ездила около двадцати раз. В телефоне хранит фотографии и видеозаписи с военнослужащими. Ребята одинаково радуются и посылке, и простому человеческому общению с волонтерами, что приезжают их поддержать.
Константин Землянухин, вы - человечище!
- Коллеги, пожалуйста, напишите о моем товарище Константине Землянухине. Хочу поблагодарить его через ваше издание. Он - человечище! Сейчас живет в Томске, а когда-то мы вместе работали в Староминском районе. Когда узнал, что я занимаюсь волонтерской деятельностью, стал ежемесячно отправить нам деньги: 30, 40, 50 тысяч рублей. Как-то «барсам» потребовались автомобили для перевозки раненых. Костя купил две «буханки» и отправил их своим ходом на Кубань. Взял на себя растраты на бензин и оплату водителям, которые гнали машины. А недавно Константин прислал полтонны отличной тушенки. Мы ее отвезли в один из детских домов ЛНР, где живут детки с инвалидностью.- просит Валерия.
Есть у них и волонтеры-предприниматели, которые передают колбасу ящиками, мешки с крупами… А за все, что Валерия покупает на собранные деньги, она отчитывается в группе. Например, в прошлый раз собрали деньги на аптечки, такой запрос от военных поступил. В этом вопросе очень помогла заместитель главного врача 7-й поликлиники Зара Гамзатовна Гамринская, активистка и волонтер. Она укомплектовала такие аптечки, что военнослужащие были в приятном шоке.
- А для последней поездки машину предоставило наше министерство транспорта и оплатило бензин, а ведь это существенная статья расходов. Спасибо большое! Сейчас готовимся к очередной поездке, которую приурочим ко Дню Победы. Поздравим наших ребят.
«Давайте заберу девочку в Краснодар»
- Валерия, какие случаи или встречи вам запомнились?
- В Мариуполе в душу запала одна 11-летняя девочка. Она жила со своей бабушкой, родители погибли. От страха перед бомбежками у девочки была частичная парализация тела. Мы были там три дня, раздавали гуманитарку, девчуля эта от меня не отходила. Хорошая такая, улыбчивая, светлая. Я предложила бабушке: «Давайте заберу вашу внучку в Краснодар, врачам покажу». Но та отказалась. Сказала, что уже записались на прием к московским докторам, которые приехали в регион помогать населению. Надеюсь, у девочки все хорошо. Знаю, что летом им с бабушкой дали квартиру.
- Вас местные в Мариуполе встречали с радостью?
- Большинство радовалось, конечно. Но тут сложно сказать определенно. Люди после бомбежек, после страшных испытаний замкнутые, угрюмые, это ведь можно понять. Правда, запомнилось, как одна женщина прошипела в спину: «Без вас хорошо было, зачем вы пришли? Нам правительство пенсию вовремя платило».
Я ей ответила, что в Великую Отечественную войну немецкий народ тоже поначалу верил, что его правительство все правильно делает. А потом голову пеплом посыпали, когда очнулись от сна, извинялось перед всем миром не одно поколение.
Детей нужно за собой вести
- Знаю, что вы недавно встречались со студентами аграрного университета. Интересное получилось общение?
- Очень! Нас туда пригласили с Александрой Кошелевой. Мы приехали, рассказали, кто мы такие, чем занимаемся. Ребята задали нам много вопросов. Встреча была рассчитана на час, а мы общались больше четырех. Мне кажется, такой формат лучший для того, чтобы донести молодежи, что происходит в мире и чем все должно закончиться. И что мы не должны оставаться равнодушными. Детей нужно за собой вести. Мы же прекрасно понимаем, что они не смотрят телевизор и не читают газет.
- Валерия, вы рассказываете пронзительные вещи. Но позвольте задать вам очень личный вопрос, который к волонтерской работе не относится. Вы сказали, что нашли на Кубани родственников и в 18 лет в первый раз встретили отца. Как так получилось, что вы при живом отце попали в детский дом?
- Да я и мать свою потом разыскала. Она мусульманка, отец кубанский казак. Мне трудно за них ответить, почему я оказалась в детском доме. Одно знаю точно: я нашла их для того, чтобы отдать последний дочерний долг. Маму я похоронила, когда мне было 20 лет, папу - четыре года назад.
- Простили родителей?
- В глубине души, наверное, не до конца, но стараюсь это сделать. Нам всем очень нужен мир - и в душе, и вокруг нас. В наше сложное время это величайшая ценность.
- Победа будет за нами?
- Однозначно, только ковать ее надо всем вместе.
- Сейчас так много женщин и девушек собирают гуманитарку и даже отвозят ее. Как вы. А ведь это небезопасно.
- Я проецирую сегодняшнее время на годы Великой Отечественной, думаю о наших бабушках - женщинах, которые воевали на фронте и работали в тылу. Мы не должны подвести их память.
]]>