Более 10 лет своей жизни я работал с должниками. Работал выездным взыскателем, представлял интересы взыскателя в ФССП. После решил работать самостоятельно и перешел линию фронта, начав оказывать помощь людям, терпящим произвол от коллекторов, либо просто угодивших в долговую яму. В один из дней я понял, что больше не хочу работать с долгами ни в какой роли: ни в роли «вымогателя», задача которого поймать должника и заставить его заплатить, ни в роли представителя, бегающего резвым кабанчиком по районным отделам приставов с целью растормошить последних, ни в роли человека, отстаивающего права должником. Почему так случилось? Думал, и теперь постараюсь объяснить.
«Вымогатель». Это сотрудник коллекторского агентства, либо структуры банка, занимающейся взысканием. Сразу оговорюсь, работал в «белых» организациях, поэтому методы взаимодействия с должниками были исключительно в рамках закона. Задача такого сотрудника путем телефонных переговоров и личных встреч убедить и мотивировать должника на оплату долга. В середине 2000-х, когда начинал, работать было достаточно не сложно. Многих можно было уговорить по телефону (не всегда быстро, но реально). Личные контакты приносили еще больше выгоды. У всех еще были свежи воспоминания о 90-х годах с утюгами и паяльниками, поэтому визит представителя банка людьми воспринимался серьезно. Но время шло, менялось законодательство, появилось много информации в интернете. Благодаря деятельности «серых» агентств и телефонных террористов (использующих прямые угрозы и ненормативную лексику) серьезно ужесточилось законодательство, многие люди поняли, что представитель банка по большому счету никто, и разговаривать с ним они не обязаны. И если в начале моей работы в этой роли в очень редких случаях не удавалось хотя бы построить диалог с должником, то к концу из 10 визитов, на 6 адресах меня просто слали на йух, не желая общаться вообще. Чего только не было! Попадались маргиналы-неадекваты, травили собаками, кидались в драку. Один раз я был вынужден несколько часов провести в одной квартире с тремя пьяными неадекватами, балансируя в разговоре, чтобы не спровоцировать развитие агрессии. Просто встать и уйти я не мог, дверь сторожила овчарка, оказавшаяся за моей спиной сразу после того, как меня запустили в квартиру.
Кроме того, повышение правовой грамотности населения привело к тому, что выручка от взыскания стала падать. На работе стали буквально заставлять заниматься всяким непотребством, чтобы достучаться до должника. В одном из МФО, где я работал, нас заставляли портить замки на дверях должников (спички, клей), расписывать стены в подъездах, клеить плакаты с фото должника и информацией о нем. При этом требовалось предоставить фотоотчет. Заниматься таким не было никакого желания, поэтому с этой конторы я ушел. Пока работал, нашел для себя выход: делал селфи с плакатом в подъезде, а после снимал его. Что касается «наскальных» надписей краской и фото испорченных замков, таких фото у меня была куча в телефоне, снимал постоянно чужие «подвиги», выдавая за свои.
«Представитель». Это сотрудник коллекторского агентства, либо структуры банка, задачей которого является взаимодействие с ФССП (приставами). Твоя задача быть постоянно с ними в контакте, знать о поступлениях денег, устраивать совместные выезды по адресам должников, писать жалобы, ходатайства. Вроде не пыльно, но для пристава банковский долг – последняя очередь, его приоритет – штрафы, алименты, налоги. Начинаешь заваливать жалобами – переходят на строго официально тон, и становится очень проблематично взаимодействовать продуктивно. Начинаешь сильно «дружить», начинают динамить. Вот и вертись, как хочешь, чтобы удерживать баланс, позволяющий «эффективно дружить».
Немаловажным фактором, повлиявшим на смену роли, стало снижение уровня дохода. Работодатель стремился посадить тебя на оклад (от 0,5 до 1 МРОТ), остальное добивай премией, размер которой, на словах, не ограничен. Но просчитать свою премию ты не сможешь, поскольку единого процента нет, он зависит от множества факторов. Кроме того, премия платится только с суммы взыскания, превышающей установленный минимум (от 150 до 300 тыс в среднем). Если по свежим банковским долгам (просрочка от 3-х месяцев до года) еще можно работать и собирать, то по долгам МФО собрать хотя бы минимум.
«Защитник». В этой роли я оказался после того, как понял, что больше не хочу быть ни «вымогателем», ни «представителем». На тот момент мне казалось, что я смогу неплохо зарабатывать (наивный чукотский мальчик), помогая должникам решить их проблемы. А помочь я мог во многом, поскольку знал свою работу хорошо. Мог избавить от звонков, ареста имущества и зарплаты, вытащить уже арестованное имущество. Сделать так, чтобы официально с человека ничего, кроме анализов, получить было нельзя. Уменьшить в разы сумму долга. Что в итоге? Полный провал. Основная масса должников не горит желанием «отдавать свои навсегда». Не хотят платить банку, не хотят платить за помощь, чтобы избавиться от банка. Реклама работала, клиенты шли, но основная масса предлагала помочь сейчас, а заплатить потом. Поначалу соглашался, но после нескольких кидков завязал с этой практикой. Кроме того, почти все пытались сбить цену, почему-то считая, что я сильно много запрашиваю.
Возьмем простой пример – отмена судебного приказа. Достаточно простая задача, если знаешь все тонкости. Поэтому просил 3 000. Один из 10 соглашался, платил, получал качественную услугу, уходил довольным. Из оставшихся 9 четверо предлагали меньше (от 500 до 1.5 тыс), но получив отказ уходили. Пятеро кричали, что дорого, посмотрят в интернете и сделают сами, иногда обзывались, уходили. Причем из этих пяти потом некоторые возвращались, получив в суде отказ в отмене приказа, поскольку скачивание образца заявления в интернете не добавляет знаний в деталях процедуры.
Итогом стало закрытие ИП, снятие рекламы, и смена деятельности.
Благодарю всех, кто осилил это далеко не самое интересное чтиво, буду благодарен за лайки, подписки, а особенно – за комментарии. В следующей статье опишу «работу мечты», на которую я устроился после – мировой суд.