Узбекистан, Ташкент — АН Upl.uz. Центральный банк Республики Узбекистан выступает против налогового контроля p2p-переводов в стране. Об этом заявил глава Центробанка Мамаризо Нурмуратов.
Дело в том что, с 1 мая текущего года в Узбекистане платёжные организации при проведении переводов между физлицами должны оформлять и предоставлять электронные счёт фактуры за оказанные услуги. В том числе при нулевой комиссии. То есть, данные о всех переводах должны передаваться налоговым органам.
Однако на пресс-конференции, прошедшей вчера, 4 мая, председатель ЦБ отметил, что регулятор очень негативно относится к этому вопросу. Он заявил, что если об этом они не сообщили прессе, это не значит, что банк не выразил своё мнение. Сразу после выхода соответствующего указа банк выразил негативное отношение к нему Налоговому комитету и Министерству экономики и финансов.
«Мы думаем, что наши взгляды более категоричны, чем обсуждения в СМИ», — заявил он.
Также отмечается, что регулятор до сих пор не получил полную информацию о конечной цели данного распоряжения. Нурмуратов заверил, что данный порядок не будет применяться с 1 мая. Рассмотрен он будет лишь после того, как им предоставят полную информацию и конечную цель данных действий. Кроме того, они проверят соблюдение конституционных норм и законов о банках касательно неприкосновенности персональных данных. Если же эти принципы соблюдаться не будут, то ЦБ не намерен одобрять эти положения на практике.
Глава регулятора подчеркнул, что подобные решения и нормы должны с ними согласовываться. Для требования у банков информации о p2p-переводах должно быть принято положение, которое не может быть передано им без согласования с ЦБ. Теоретически, переводы с карты на карту (они же p2p, card2card, c2c) — это способ перевода денег в Интернете между физическими лицами с использованием реквизитов банковских карт.
Напомним, что введение порядка о формировании ЭСФ между физическими лицами было предусмотрено постановлением руководителя Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 10 февраля текущего года. Порядок был включён Министерством экономики и финансов. Однако эксперты и общественность нововведение не оценили и раскритиковали его. Отмечалось, что СФ оформляется между двумя юридическими лицами и не имеет никакого отношения к физическим лицам.
Глава регулятора также объяснил то, что операции клиентов являются банковской тайной. Однако в случае налоговых нарушений есть пункт о получении информации. То есть, налоговый комитет может получить информацию об операциях клиента в установленном порядке и необходимых случаях. Помимо этого, существует закон об отмывании денег, согласно которому Налоговый комитет также может запросить информацию из банка. Таким образом, в Узбекистане существует конкретный порядок для получения подобной информации.
Один из экспертов Шухрат Курбанов признал, что в стране несомненно есть продавцы, которые ведут торговлю посредством переводов с карты на карту. Только вот в счёт фактуре указывается информация не о получателе денег, а о том, кто переводит платёж. То есть, если гражданин переводит деньги по карте, то СФ не определяет продавца и в ней содержится информация лишь об отправителе средств.
Финансист Отабек Бакиров и вовсе считает, что основная цель — не борьба со скрытой экономикой, а сбор необходимой информации для совершения желаемых действий. Он выразил поддержку борьбе с теневой экономикой, но отметил, что действовать в этом вопросе надо целенаправленно. В качестве примера он отметил, что если в Узбекистане есть 10 тысяч человек, торгующих p2p, нет необходимости контролировать 25 миллионов карт, чтобы с ними бороться.
Налоговый консультант Мурад Мухаммаджанов также высказался о том, что целью контроля p2p-переводов может быть зарабатывание денег на счетах-фактурах. Он выразил опасение, что налоговые органы получат возможность для блокировки перечисления средств некоторым физическим лицам.
Источник — Новости Узбекистана Upl.uz
ЦБ Узбекистана выступил против налогового контроля p2p-переводов
3 минуты
6 прочтений
5 мая 2023