Следующее место, куда вам надо будет зайти во время отпуска в Самаре - это детская картинная галерея. И не столько ради работ, столько ради того, чтобы осмотреть сказочный по архитектуре особняк Те-Клодта.
Историческая справка
В конце 1896 года богатый самарский купец Иван Клодт приобрел пустующее место во 2-й части города в 72 квартале по Дворянской улице (ныне улица Куйбышева).
26 февраля 1897 года он подал прошение в городскую управу с просьбой разрешить построить каменный дом. Прошение подписал архитектор города А.А. Щербачев, который сам лично и создал проект здания.
В 1898 году дом в стиле "немецкого ренессанса" было построен!
Чем была знаменита семья Клодтов?
История Клодтов началась в самаре в 1882 году, когда Карл Клодт получил статус самарского купца II гильдии. Он принимал к исполнению асфальтовые работы, торговал минеральным маслом, колесной мазью и был официальным представителем завода газовых и керосиновых двигателей "Отто".
Его брат Иван (будущий купец II гильдии - в документах его фамилия пишется как Те-Клодт) приехал в Самару с семьёй в конце 1880-х годов. И уже к началу 1890-х годов в "Самарской газете" появилась первая реклама совместной конторы "Братья Клодт".
Фирма ремонтировала водопроводы, продавала паровые, водопроводные и чугунные трубы, насосы, а также резину, цемент и уголь.
А с 1898 года - электрическое и техническое оборудование немецких фирм, пароходные запчасти и приборы санитарной гигиены. Также фирма занималась и установкой всего продаваемого оборудования.
11 февраля 1904 года в возрасте 55 лет Иван Андреевич Те-Клодт скончался.
Все имущество перешло к 46-летней вдове Екатерине Евгеньевне и 8-летнему сыну Борису Ивановичу.
После революции 1917 года здание было национализировано. И с 1919 года в нём стали размещаться различные учреждения и организации. Затем здесь жили высокопоставленные чиновники, после чего в стенах особняка разместили ясли-сад (1950-е годы).
Какое-то время в доме размещались коммунальные квартиры.
Так особняк дожил до 1991 года, когда полуразрушенное здание передали «Детской картинной галерее». Создатель музея - Иевлева Нина Васильевна.
В настоящее время вы можете осмотреть несколько выставочных помещений и оранжерею. Мне больше всего понравился тот зал, где представлена старинная мебель.
В музее есть бесплатный аудио-гид. Если вы встанете на то место, где изображены отпечатки стоп, то услышите информацию, посвящённую данному пространству.
В некоторых витринах находятся документы и фотографии, посвящённые семейству Клодтов.
Помещение небольшое, но весьма уютное!
Несколько старых вещей поближе.
Фисгармония.
Музыкальный ящик - заводной механический музыкальный инструмент.
Кассовый аппарат.
Стереоскоп - интересный аппарат, в который разрешили посмотреть. Внутри можно увидеть старые фото-карточки в 2D.
В следующем зале находится главный артефакт особняка - изразцовая каминная печь, которая была изготовлена в 1898 году на рижской фабрике "Цельм и Бем".
Купеческая семья Клодтов выписала её по каталогу. Печь сделана из керамики и покрыта глазурью зелёного цвета. Готовые формы для печи фабрика купила в Германии у берлинского художника, дизайнера и архитектора Пауля Обста во второй половине 1890-х годов.
Стоимость облицовки составила 145 рублей (по деньгам того времени). Для сравнения строительство всего особняка обошлось 5 тысяч рублей.
Пауль Обст был ведущим создателем проектов для каминных печей и форм для глазурования, которые заказывали фабрики со всего мира.
Внешний вид музейной печи выполнен по одному из проектов дизайнера. В центре находится так называемый берлинский изразец - рисунок, выложенный из специальной керамической плитки.
При создании этого панно Пауль Обст вдохновлялся картиной художника Карла Беккера "Антон Фуггер сжигает долговые облигации Карла V в 1535 году".
Картина была написана в 1866 году и находится в Национальной галерее Берлина.
Почему такая странная тема для картины? Про это написано в книге "Банкротства" Алексея Герасимова.
Ещё одна деталь - изображение мужских голов. Это распространённое украшение для растопочной части каминной печи XIX века. Многим заводам было выгоднее покупать готовые формы у немецких предприятий, поэтому изображения получались типовыми.
Такие же я видел и в Петербурге.
Верхняя часть выполнена в виде рыцарского шлема. Это лишь один из вариантов украшения навершия, предложенный в каталоге "Цельм и Бем", который понравился купцу Клодту.
Кстати, в советское время левая декоративная колонна была утрачена, её восстановили по сохранившейся второй.
Вообще, если говорить о каминах, то мода на них в России появилась благодаря Петру I. По изданному им указу каждый дворянин должен был установить дома камин, который подчеркивал бы социальный статус владельца и считался предметом роскоши. Однако для обогрева жилищ по-прежнему использовались русские печи.
Сейчас в помещении бывшей столовой особняка проходит выставка «Муза, мама, авиатриса. Женщина на фоне времени" (по 25 июня 2023 года)
А теперь мы с вами зайдём в оранжерею, из которой открывается симпатичный вид на внутренний двор (выйти туда нельзя).
Во дворе находится фонтан, чашу которой украшает бронзовая скульптура "Бегущий мальчик", которая была восстановлена самарским скульптором Владимиром Килиным в 1993 году. Композицию воссоздали не на историческом месте (у здания), а в центре двора.
Она же на старой фотографии (в кадре чуть правее от центра)
Вид оранжереи в обратную сторону.
В следующем небольшом помещении (не имеющего какого-либо декора) располагается выставка, посвящённая декоративно-прикладному искусству.
Здесь можно увидеть, например, изразец наружного декора церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль). 1671-1687 гг. Местное производство. Глина, эмали.
В одном из помещений, как нам сказал охранник, находятся две воссозданные печи. То есть совершенно новые.
Декор поближе.
Вторая печь.
Это все залы, которые доступны для осмотра. Есть в особняке и второй этаж - но он служебный. Мне сказали, что там ничего интересного нет. По пути на выход из музея, рекомендую заглянуть в туалетную комнату так как в холле за углом там спрятались два артефакта эпохи модерна.
На этом у меня всё! Записывайте...
Адрес: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 139
Координаты: 53.193363, 50.093300
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы я знал о ваших желаниях)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!