Найти тему
Газета Солидарность

“Добавьте души!”: как министру труда устроили прилюдный разнос

Оглавление
Фото: duma.gov.ru
Фото: duma.gov.ru

С 24 по 28 апреля проходил Совет законодателей. Это совещательный орган, состоящий из некоторых членов обеих палат парламента и региональных заксобраний. Мероприятия в той или иной форме шли всю неделю и закончились итоговым заседанием в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, где к парламентариям присоединился президент Владимир Путин. Но Совет оказался интересен, страшно сказать, вовсе не этим. А тем, как министру труда (на фото) устроили прилюдный разнос, а главу думского комитета по труду лишили доступа к широкой аудитории.

ЧТО НАША ЦЕЛЬ?

25 апреля президиум Совета законодателей обсуждал подготовку кадров и целевое поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Как напомнила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, вокруг целевого набора только три года назад “ровно в этом зале” шла горячая дискуссия. Тогдашние министр труда Максим Топилин (ныне глава комитета ГД по экономической политике) и министр просвещения Ольга Васильева не соглашались “радикально менять систему целевого набора”. Аргументируя тем, что поступавшие предложения не гарантировали ни самореализации студентов, ни собственно обеспечения экономики кадрами.

- Уж не знаю, поэтому ли они перестали быть министрами, - рассмеялась Яровая, - но факт, что с 2019 года мы прошли очень серьезный путь. Принят закон, подписан президентом [14.04.2023], в полной мере он начнет действовать [с 01.05.2024]. Будет обеспечиваться производственная практика, наставничество, будут обеспечиваться социальные гарантии и меры поддержки.

Как сообщается на сайте Госдумы, речь идет о поправках к закону “Об образовании”: “В частности, предлагается установить, что в договоре [о целевом обучении] будут прописаны как обязательства заказчика такого обучения - меры поддержки студента в период обучения, предоставление жилья, последующее трудоустройство, - так и обязательства гражданина, заключившего договор. Все заявки на такое обучение будут носить публичный характер”.

Правда, из сопоставления этого пояснения со словами Яровой трудно понять, пострадала ли в итоге самореализация студентов. Впрочем, до первых дипломов говорить об этом, наверное, рано. Но, как отметила депутат, по новой редакции закона, в договоре “впервые будет определяться будущее место работы”. Чего - старшие товарищи не дадут соврать - не было даже в СССР с его системой послевузовского распределения. Тогда чаще всего было примерно как в “Гарри Поттере”: куда скажет Шляпа, туда и пойдешь. Теперь абитуриент будет знать, куда и, главное, на что. Лишь бы за время обучения не закрылось само предприятие.

Собравшихся успокоил министр труда Антон Котяков: по последним данным, в стране всего 2,6 млн безработных. Не обошлось, правда, без чиновных витиеватостей: “Рынок труда трансформировался и превращается в рынок соискателя”, - сообщил министр. Как будто что-то поменялось принципиально и соискатель может “продавать” себя отдельно от своего труда. Сам же Котяков пояснил, что речь идет о “жесткой конкуренции за работника”. Это значит, что вакансий много, а работников мало.

- Мы понимаем, что именно молодежь является на сегодня главным резервом рынка труда, - министр говорил по привычке не про рынок соискателей. - Правительством была создана долгосрочная программа “Содействие занятости молодежи”. На данный момент уже реализована запись на обучение по востребованным программам для локальных рынков труда. И работодатели могут подавать заявки, в том числе на субсидирование найма - это отдельная программа.

По словам Котякова, специальный мониторинг показал, насколько важно совмещать работу и учебу: у соблюдавших это условие выпускников зарплата на 10 - 15% выше, чем у тех, кто только учился, но не работал. Хорошо бы еще выяснить, не падает ли при этом на те же 10 - 15% успеваемость.

- По предварительным оценкам, в промышленно-производственных секторах и сельском хозяйстве в горизонте пяти лет потребуется более миллиона узкоспециализированных специалистов, - продолжил министр труда. И еще раз презентовал поправки к закону “Об образовании” в части целевого обучения.

В целом же все обсуждение этого вопроса и было презентацией. Хотя бы потому, что спустя час заседания Яровая объявила о переходе “к рабочей части”. То есть до того все было нерабочее. Но это пока: ждать даже предварительных результатов поправок к закону об образовании еще как минимум год.

ЧТО ЭТО БЫЛО?

На заседании самого Совета законодателей 28 апреля много внимания было ожидаемо уделено вопросам специальной военной операции. А конкретно - социальной поддержке и медицинской реабилитации ее участников. Так, спикер СФ РФ Валентина Матвиенко выказала крайнее возмущение бюрократической волокитой в медицинской сфере: например, даже люди с ампутированными конечностями по полгода не могут получить справку об инвалидности. (Надо ли было ждать СВО, чтобы озаботиться этой проблемой...)

- Предлагаю Министерству труда незамедлительно разобраться и решить эту проблему, - сделала не слишком очевидный вывод сенатор. - Антон Олегович [Котяков], займитесь лично этим, не слушайте письменные доклады! (И не читайте устные. - П.О.) Поезжайте в госпиталь, поговорите с главврачами - они вам такие картинки и истории расскажут...

Тут стоит вспомнить, что в ведении Минтруда находится и социальная защита населения. Но возлагать ответственность за волокиту в медицине на министра труда все равно несколько странно. Впрочем, не переживайте: главе Минздрава Михаилу Мурашко тоже крепко досталось. “Я вам потом еще кое-что скажу непублично”, - предупредила министра Матвиенко, отчитав его сначала за то же самое, за что и Котякова. Ответственность за последствия ранений на фронте, таким образом, распределялась ровным слоем по социальному блоку правительства. Где-то в зале, должно быть, нервно скрестили пальцы министры просвещения и спорта - каждый свои, конечно.

Спикер СФ меж тем продолжала укорять Котякова: тот якобы недостаточно владеет информацией, потому что надо встречаться с медперсоналом и осматривать больницы в зоне СВО, общаться лично с семьями военнослужащих. Хотя министр, еле пробиваясь сквозь ее тираду, и уверял, что ездил, общался и вообще постоянно на связи. В какой-то момент ему даже пришлось косвенно “перевести стрелки” на Минздрав, заговорив о зонах ответственности своего ведомства. “Добавьте души!” - неумолимо требовала сенатор.

Да, это был день парламентариев, а не министров. Давненько первые не нападали на вторых настолько открыто. Последний перед этим яркий случай - пожалуй, это выволочка, которую устроил во время “правительственного часа” в марте 2019-го спикер Госдумы Вячеслав Володин тогдашнему министру экономразвития Максиму Орешкину. Зато теперь Орешкин помощник президента - уж не собирать ли вещи в Кремль и Котякову?

- Вопрос с техническими средствами реабилитации стоит уже не первый год, - продолжил начатую Матвиенко тему глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). - Здесь присутствует представитель Калининградской области - он знает, каким образом у них налажено производство тех же колясок. И как в ручном режиме - спасибо Минтруду, но - в ручном режиме - удается обходить какие-то нормы 44-го закона (о госзакупках. - П.О.), чтобы эти коляски нашего производства, а не китайского, где барахло металл, могли использовать.

Неизвестно, собирался ли Нилов фрондерствовать, но у него это отчасти получилось. То есть он, поблагодарив хоть за что-то Минтруд, стал явно выделяться на фоне сильной фигуры председателя Совфеда. А назвав китайский металл барахлом, чуть ли не оскорбил нашего основного геополитического партнера. О самой практике вынужденного обхода законов, которые сам же парламент и принимал, говорить излишне.

И вот неизвестно, вследствие ли, но вскоре после этого пропал звук в видеотрансляции. Было видно, что Нилова напряженно слушают в зале (в президиуме даже пили воду), но зрители у экранов были лишены такой возможности. Можно было бы отнести это на технические неполадки. Но когда спикер Госдумы Вячеслав Володин решил напомнить Нилову о регламенте, звук тут же появился. А когда депутат заканчивал выступление - снова пропал. Нилов, кстати, обещал вначале, что будут эмоции. И, судя по всему, не обманул.

И ведь дальше секрета не делали даже из выступления главы комитета ГД по обороне. Что только подчеркивает важность социальных вопросов в текущей повестке. Но было бы лучше их все-таки “озвучивать”. Иначе слова, сказанные в начале заседания Володиным о “повышении политической культуры” в стране, звучат несколько странно.

Павел Осипов, корреспондент "Солидарности"