Как большой любитель книг Джейн Остин и увлечённый зритель экранизаций по ним, «Доводы рассудка» я ждала - пока наивно думала, что это будет новый фильм BBC, и надеялась, что лучше предыдущих.
Надо сказать, что даже выбор на роль главной героини Дакоты Джонсон меня не совсем разочаровал. Ну разве что слегка. Но слова «Нетфликс» и «слепой кастинг» сразу дали понять, что о всяких глупостях вроде «английской провинции и милых старинных обычаев» можно забыть. Трейлер с кадрами:
Мне почему-то напомнил не Англию 19 века, а рекламу Бенеттона 200 лет спустя – модели в ярких одеждах максимально различающиеся по цвету кожи и расе. Что то типа этого:
Но тем не менее, как только удалось раздобыть копию, я уселась у экрана.
В фильме используется прием, когда главная героиня беседует со зрителями (это называется «ломать четвертую стену», как я узнала). И здесь сильное недоумение поклонников Д.Остин ожидает практически сразу.
Обновленная Энн Эллиотт рассказывает историю своей неудавшейся любви: «Когда-то я была влюблена (эту часть монолога иллюстрируют кадры Энн и капитана Уэнтуорта, обнимающихся где-то в поле среди высокой травы). Но меня убедили отказаться от него. Теперь я одинока и беззаботна, я пью дорогие хорошие вина (здесь Энн хлещет вино прямо из бутылки), купаюсь в теплых ваннах (Энн в ванне), лежу лицом вниз на кровати».
Даже не знаю, что меня поразило больше – дочь английского дворянина, весьма откровенно обнимающаяся с мужчиной, или эта же героиня, употребляющая вино таким вот способом. Конечно, мало-мальски образованный человек понимает, что все это полностью несовместимо. (Ну или совместимо, но тогда нас ждала бы не история приличной незамужней дворянки, а рассказ о девушке, расплачивающейся за свои грехи в трущобах , я полагаю).
Правда, учитывая уровень современного образования и современных экранизаций классики, каждая из которых как будто соревнуется с предыдущей в недостоверности, я начинаю думать, что выпускники школ, наверное, так и представляют 19 век – все то же самое, что сейчас, только платья другие и интернета не изобрели. («Гордость и предубеждение»-2005 скоро вообще покажется образцом исторической правды!)
Описывать отклонения от сюжета смысла не вижу – так как по основным событиям в принципе все сходится. А несоответствиям деталей можно посвятить отдельный том.
Что бросается в глаза наиболее:
1. Как вы уже поняли, среди английских аристократов должны быть люди всех национальностей. Мы увидим темнокожих леди Рассел и Чарльза Масгроува с сестрами. Кстати, «Генриетта» и «Луиза» – очень милые девушки, просто конкретно в этом сюжете актрисы смотрятся странно. Увидеть их в современной постановке было бы, наверное, приятно – визуально уж точно.
Мистер Эллиот обладает азиатскими чертами. Как персонаж он, пожалуй, вызывает здесь даже некоторую симпатию. В отличие от романа, он практически раскрывает Энн все карты, открыто дав понять, что движет им интерес не допустить брака сэра Уильяма. Линии с подругой Энн миссис Смит, которой он жестоко отказал в помощи, здесь тоже нет.
2. После сцены распития вина из бутылки я полагаю, что не удивлю вас , рассказав о такой мелочи, как распущенные и нечесаные или иногда скрученные в небрежный пучок волосы Энн? А вот остальные леди выглядят почему-то прилично. Видимо, режиссер старается таким образом как-то выделить главную героиню? Приблизить к зрителю? Вряд ли силы гримеров случайно иссякли именно на Дакоте Джонсон.
3. Несомненно, кроме воспевания расового равенства, мы должны уделить внимание и феминизму. Капитан Уэнтуорт – видимо, горячий его приверженец, иначе я не могу объяснить, почему он периодически извиняется перед Энн за то, что пытался вести себя по-джентльменски. А в сцене в Лайме он даже выражает сожаление, что Энн не может проявить свои таланты публично, ведь она была бы отличным адмиралом! (Представляю, что подумала бы на это НАСТОЯЩАЯ Энн Эллиотт – наверное, ОЧЕНЬ обеспокоилась бы душевным здоровьем любимого).
Кстати, после этой сцены Энн отправляется купаться – да, прямо в длинной рубашке (так вообще ходят по городу - в рубашке и шали сверху, еле заплетя волосы?) входит в воду и плывёт. Капитан Уэнтуорт, конечно же, удаляется. Но не из стыдливости – он просто не мешает свободной сильной девушке наслаждаться морем. ("Не заходи далеко, здесь бывают приливы. ПРОСТИ, ОПЯТЬ ХОЧУ ТЕБЯ ЗАЩИТИТЬ!") О том, что по законам физики «пловчихе» может потребоваться помощь, когда намокшие юбки из натуральных тканей потянут ее вниз, никто, конечно не думает. (Кстати, капитан Уэнтуорт не только феминист, но еще и гринписовец - однажды он спас выброшенного кита!).
Есть время и на другие интересные аспекты. Кто бы мог подумать, что леди Рассел, к примеру, увлекается экзотическим туризмом? Экзотическим не в смысле выбора места путешествия, а в выборе цели – она путешествует, чтобы ммм… не остаться без внимания противоположного пола. Это она открыто обсуждает в разговоре с Энн (напоминаю, незамужней молодой леди, которой о таких аспектах жизни знать вообще не полагается).
Мистер Эллиот, небрежно привычным жестом приобнимающий свою кузину за талию, вызвал бы нешуточный скандал в обществе, здесь же это не вызывает даже лишнего взгляда!
Стоит ли вообще смотреть это или время будет потрачено напрасно? Ответить на этот вопрос очено легко! Речь персонажей, построение диалогов, шутки и поступки вызывают недоумение лишь до того момента, пока вы не догадаетесь закрыть глаза! Представьте, что на экране люди в костюмах 21 века - и вы поймете, что сценарий фильма был бы вполне уместен и достоверен, если бы это была некая современная романтическая комедия. Какая-нибудь Бриджет Джонс, уверенно размахивающая бутылкой вина или бокалом с чем-то покрепче, ведущая откровенные разговоры и борющаяся за право решать все сама, разве вызовет вопросы?
Так что если вы любите романтические комедии и не увлекаетесь английской классикой – смотрите смело! Недостоверность вас не оскорбит, а финальное воссоединение Энн с возлюбленным порадует. Если же вы любите классику BBC годов эдак 1990-х, то увиденное может вас шокировать. Хотя и здесь есть маленькая лазейка (сейчас будет спойлер!). В финале фильма мы видим прекрасную сцену свадьбы… нет, не главных героев, а мистера Эллиота и миссис Клэй.
Замечательное торжество, на котором присутствуют и баронет, и его дочери, и леди Рассел, и Масгроувы…
И вся эта сцена очень похожа на финал "Гордости и предубеждения"-1995, когда во время брачных обетов мы видим по очереди всех персонажей... Эта нелепая сцена дает нам возможность предполагать, что все увиденное нами было просто стебом. Принимать ли эту версию или ждать следующей экранизации – выбор за вами.
P.S. Немного личных впечатлений. Мне ужасно не понравился капитан Уэнтуорт. У него какой-то неприятный взгляд, по-другому не могу описать. Щетина на щеках тоже не украшает бравого капитана.
А вот сэр Уолтер хорош!
P.P.S. Как и в предыдущей экранизации, в финале Энн Эллиот бегает за возлюбленным по Бату. Я понять не могу, что привлекательного именно в сцене бега. То, что сейчас во всех фильмах есть поцелуи прямо на улице - неправильно с точки зрения нравов того времени, но романтично (т.е. привычно современному зрителю, а то еще не поймем, что сейчас покажут взаимное чувство). Но бегать-то зачем?