Франчайзинг в России набирает обороты последние несколько лет. Согласно данным экспертов, ежегодно число франчайзеров и франчайзи увеличивается на 15-20%. В условиях экономической нестабильности открытие собственного дела – это сопряжено с определенными рисками. Однако использование готовых бизнес-моделей может уменьшить вероятность неудачи. Именно поэтому для многих предпринимателей факторы надежности и безопасности становятся важными при выборе франшизы. Как не попасть в ловушку и выбрать наиболее выгодную франшизу?
Этапы выбора франшизы:
- Проанализируйте себя. Определитесь, готовы ли вы работать в команде и готовы ли следовать советам франчайзера.
- Изучите рынок региона, где вы планируете вести бизнес. Определите свободную нишу или направление для развития бизнеса.
- Составьте список франшиз, которые вы хотите рассмотреть. Проанализируйте и сравните коммерческие предложения и условия сотрудничества.
- Познакомьтесь с действующими франчайзи и изучите отзывы о них.
- Начните переговоры с франчайзером. Встретьтесь с ним лично или в онлайн-режиме и обсудите условия сотрудничества. После этого примите решение и подпишите договор.
Выявление направления поиска франшизы:
Проанализируйте потребности региона и выявите, будут ли люди приобретать продукты или услуги, которые вы хотите им предложить.
Оцените свои финансовые возможности объективно. Определите, сколько денег у вас есть и сколько вы сможете привлечь. Если у вас не достаточно средств, лучше не рисковать. Инвестиции могут потребоваться уже в первые месяцы работы по франшизе.
При анализе франчайзинговых предложений стоит обратить внимание на следующие аспекты:
- Регистрация товарного знака франчайзера. Убедитесь, что бренд, под которым вы будете работать, имеет юридическую защиту.
- Финансовые параметры франшизы и поддержка франчайзера. Изучите условия оплаты и оцените, насколько они приемлемы для вас. Также обратите внимание на то, как франчайзер будет поддерживать ваш бизнес.
- Вид и срок заключаемого договора. Ознакомьтесь с правилами сотрудничества и договором, который вам предлагают. Убедитесь, что вам понятны все условия и сроки.
- Взаимодействие франчайзера с контрагентами и поставщиками. Узнайте, с кем работает франчайзер, и какие условия сотрудничества с контрагентами.
- Возраст франчайзинговой системы. Изучите, сколько лет существует франчайзинговая система. Чем старше система, тем вероятнее, что она проверена временем.
- Размер и география франчайзинговой сети. Выясните, в каких регионах расположены действующие точки франчайзера и сколько их.
- Количество собственных точек франчайзера. Узнайте, сколько точек развивает франчайзер самостоятельно, а сколько отдано во франшизу. Это поможет оценить его интерес в развитии франчайзинговой сети.
- Гибкость франчайзинговой системы. Оцените, насколько гибкая система франчайзинга, и можно ли согласовать какие-то вопросы индивидуально.
- Наличие менеджера по франчайзингу и системы коммуникаций с франчайзи. Убедитесь, что у франчайзера есть менеджер, который готов помочь вам во всех вопросах, связанных с франшизой, и системы коммуникаций для обмена опытом и решения проблем.
Негативные признаки, которые могут говорить о недостаточной серьезности и безопасности данного предложения:
- Отсутствие регистрации товарного знака и четкой стратегии развития франчайзинговой системы может свидетельствовать о том, что франчайзер не уделяет внимание защите своего бренда и не имеет четкого плана на будущее.
- Отсутствие требований к франчайзи и контроля над работой франчайзинговой системы. Это говорит о том, что франчайзер несерьезно относится к своему бизнесу и не обеспечивает поддержку для франчайзи.
- Если франчайзер торопит с принятием решения и подписанием договора, это может быть признаком того, что он не уважает потенциальных покупателей и не желает дать им возможность взвесить все за и против.
- Выплаты за франшизу и товар только наличными, преувеличение показателей дохода, отказ в предоставлении контактов франчайзи — это все может говорить о том, что франчайзер пытается обмануть потенциального покупателя.
- Если франчайзер предлагает открыться на последние деньги, это может говорить о его желании получить быстрый заработок здесь и сейчас. Долгосрочные перспективы его не интересуют.
При наличии хотя бы одного из этих негативных признаков следует тщательно обдумать решение о покупке данной франшизы.
Положительные признаки:
- Заключение договора коммерческой концессии и последующая регистрация в Роспатенте говорят о том, что франчайзер уделяет должное внимание защите своего бренда и стремится обеспечить защиту интересов своих партнеров.
- Наличие повторно открытых точек франчайзи и длительный срок работы в сети говорят о том, что франчайзинговая система успешна и стабильна, а франчайзер имеет достаточный опыт для обеспечения поддержки своих партнеров.
- Хорошая деловая репутация франчайзера свидетельствует о том, что он серьезно относится к своему бизнесу, обеспечивает высокий уровень качества своих услуг и поддержки для своих партнеров.
- Солидная рекламная кампания сети в федеральных и региональных СМИ говорит о том, что франчайзер серьезно вкладывает в продвижение своего бренда и уделяет должное внимание развитию своих партнеров.
Как избежать покупки кота в мешке при выборе франшизы? Следуйте этим советам:
- Внимательно изучите список франшиз, которые не продаются в России. Решившись на покупку, изучите детально каждую франшизу, проверьте, кем зарегистрирован бренд и насколько он популярен среди потребителей.
- Ищите отзывы сотрудников компании на форумах для франчайзи, чтобы узнать об их опыте работы с франчайзером. Обращайте внимание на жалобы о неадекватной поддержке, низком качестве продукции или услуг и обмане со стороны франчайзера.
- Выберите действующего франчайзи и встретьтесь с ним лично. Обсудите подробности работы и условия договора. Старайтесь задавать вопросы и обращать внимание на нюансы, не скрывайте свои опасения и требования.
- Отсекайте франшизы, которые не имеют собственных точек. Это может быть признаком низкой надежности бизнеса, а также означать отсутствие необходимых унифицированных бизнес-моделей и обратной связи с партнерами.
- Не гонитесь за дешевыми предложениями, потому что они могут быть обманом. Будьте бдительны, изучайте финансовые отчеты и детали договора. Если франчайзер сомнительной репутации предлагает очень выгодные условия сделки, лучше воздержаться.
- Обращайте внимание на отношение франчайзера к своим партнерам. Старайтесь понять, насколько он приложил усилия, чтобы создать выгодные условия для своих предпринимателей, и общайтесь с ним непосредственно, чтобы установить доверительные отношения и выяснить все важные детали. Помните, что успех франшизы зависит от эффективного взаимодействия, и хороший франчайзер будет всегда стараться поддержать своих партнеров.