Букварь, который мы покажем вам сегодня, наконец-то напоминает современный: на каждой странице всего одна буква – и изображения предметов, названия которых с этой буквы начинаются. Правда, изготовлен он в конце XVII века, поэтому не все вещи сохранили свои названия. Но мы выбрали не самые трудные.
Сможете догадаться, какие буквы проиллюстрированы на двух первых фотографиях?
А мы пока сообщим некоторые факты:
– Автор этого необычного «Букваря славенороссийских письмен» – иеромонах Карион Истомин, полноценный соавтор – Леонтий Бунин, один из основоположников искусства гравюры на меди в Москве (у него был собственный железный печатный стан с железными точеными валами, выкупленный государством в 1699 году) (фото 3)
– В 1692 году Карион Истомин преподнёс по экземпляру своего рукописного Букваря царице Наталье Кирилловне (мать Петра I; для ее внука царевича Алексея Петровича) и царице Прасковье Фёдоровне (жена брата Петра I Ивана; для ее дочерей). Впервые учебное пособие оказалось предназначено не только для мальчиков, но и для девочек, «для отроков и отроковиц»! (фото 4) Вспомним, что в те времена считалось, что девочек обучать грамоте совершенно не обязательно
– В 1694 году Букварь был издан на Печатном дворе в количестве всего лишь 106 экземпляров. Технические трудности помешали издать цельногравированную книгу большим тиражом
– Карион Истомин впервые применяет иллюстрации как специальные средства обучения: они должны оставить у ребенка яркое зрительное впечатление и помочь ему лучше усвоить материал, быстрее научиться читать (методика заимствована у чешского педагога Яна Амоса Коменского и более-менее широкое распространение получит в России только в XIX веке).
– Букварь Истомина отличается от других учебных пособий своего времени даже внешне (он значительно большего формата; фото 5).
В отличие от предыдущих букварей в нет нет слогов и гораздо меньше церковных текстов. Роль текстов для чтения выполняют назидательные стихи самого Кариона, размещенные в нижней части каждого листа (фото 6).
Д. С. Лихачев назвал их «педагогическими»: они объясняют изображённое, внушают добродетельные чувства и мысли, любовь к учению, к книге. Беседуя со своим читателем, автор стремится «мудрость в России святу вкоренити». Он убеждён, что человек «по телу земен, по душе небесен», а потому «вещь боготворна в нём зренно [очевидно] сомкнётся». Он видит выражение небесной природы человека в способности познавать мир.