Любой слышал о Стивене Кинге, даже человек, ни разу не державший ни одну из его книг в руках. Совершенно заслуженно получив прозвище "Король Ужасов", он своими творениями вдохновил не только других писателей следовать его пути, но также и киноделов переносить сюжеты из своих произведений на большие экраны. Но что случится, если "Король" немного отвернется от своей бесконечной мизантропии и создаст что-то романтично-фэнтезийное? А случится цикл "Темная Башня", на который маэстро возлагал очень большие надежды и даже планировал закончить свою карьеру писателя после выхода последнего романа в этой серии, посчитав, что уже сказал миру все, что хотел.
Итак, в январе этого года я начал читать первую книгу из цикла "Темная Башня" - "Стрелок" и сейчас наконец-то расправился с последней, седьмой. Иногда читать было легко и с великим интересом, иногда трудно, лениво, а иногда и вовсе невыносимо, поэтому делюсь своим мнением на всю серию, вдруг кто захочет окунуться в этот затейливый мир, пусть знает какие подводные камни его ждут.
Давайте кратко пройдемся по всем романам серии, а затем подведем черту и обобщим плюсы и минусы данного литературного триумфа (триумфа ли?).
"Стрелок"
Начало цикла и самая самобытная книга серии. Она настолько отличается от всей остальной истории, что можно в принципе говорить о ней, как об отдельном и целостном произведении.
Стрелок преследует "Человека в черном" (он же Уолтер), движущегося через некие пустоши. Данная сюжетная завязка настолько же проста, насколько и сложна, потому что никаких дополнительных сведений о мире Стрелка автор нам (пока) не предоставляет. Речь в основном здесь будет идти о самом Стрелке - его зовут Роланд, и у него есть четкая мотивация преследовать Уолтера. Что Уолтер за тип, куда он идет и с какой целью - сразу забейте (а лучше сразу смотрите раздел минусы), вам так и не расскажут. На самом деле очень атмосферно, но здесь больше созерцательного, мало экшена, об окружающем мире и его событиях ничего не говорится, чем он живет, как существует, что это вообще за места. Несколько флешбеков в детство Роланда и финальная сцена - самые интересное. Вообще данный роман больше подходит на раздел "Введение" к какому-то огромному реферату, уж очень много в нем недосказанности и чеховских ружей. Поэтому совершенно логично приступить сразу ко второму роману.
"Извлечение Троих" и "Бесплодные Земли"
Объединяю вторую и третью книги вместе, потому что они явно писались очень продуманно и вообще являются по сути одним произведением. Здесь начинается основной сюжет цикла, формируется пати из нескольких героев (Эдди, Сюзанна и Джейк, все - жители современного Нью-Йорка), объявляется цель эпичного квеста - дойти до Темной Башни и начинается продвижение к цели. Также очень атмосферная, но теперь и насыщенная событиями и экшеном часть, понравилась мне больше всего. Разве только конец третьей книги завершается лютейшим клиффхенгером, книга буквально обрывается на полуслове, что означает начало распространения рака по серии.
ВНИМАНИЕ!!! ТОЧКА НЕВОЗВРАТА!!!
После этого каждая последующая книга также будет оканчиваться на месте, на котором обычно авторы часть истории не заканчивают. Думаю, что это было сделано для того, чтобы авансом обеспечить выручку от следующих книг, потому что как раз на этом моменте Кинг не знал, что будет в серии дальше, и как читатели будут воспринимать то, что он напридумывает впоследствии. Ведь интересно, чем хотя бы закончится конкретный момент!
И честно сказать, на этом для меня и окончился цикл "Темной Башни" с той самой оригинальной задумкой, когда романы логично связаны друг с другом, где есть баланс между погружением в фэнтезийный мир и безудержным адреналиновым действием, баланс между душевным взаимодействием героев друг с другом и их личной драмой. Поэтому совершенно неудивительно, что в свежем переиздании АСТ помещает первые три романа цикла в один толстенький томик, а остальные издает по отдельности. Потому что так они и воспринимаются - первые три как единое целое и связанное, а последующие четыре - как рваное и накромсанное затупившимися ножницами.
"Колдун и Кристалл"
На мой скромный взгляд это самая спорная книга серии. Почему, спросите вы? Ответ прост - 20% основного сюжета и 80% филлерный флешбек про первую любовь Роланда. При этом Кинг аккуратненько вписал в этот флешбек одну незначительную деталь, которая будет иметь огромное значение в следующих книгах, поэтому скипнуть не получится. В целом-то флешбек по-своему интересный, но сюжет вперед не двигает абсолютно никак. Как мне видится, после выхода четвертой части, читатели "Темной Башни" начинают делиться на хейтеров и фанатов. Хейтеры говорят, что роман не представляет никакой ценности для сюжета, сплошная вода, фаны говорят все равно флешбек годный. Да и чего скрывать, мне тоже понравилось, но хейтеров я понять могу - ждать 5 лет продолжения путешествия по пустошам (я напомню вам, что предыдущая книга оборвалась на самом интересном месте), а Кинг им кинул в лицо сопливый вестерн про ЮНОСТЬ, ЧЕСТЬ и ЛЮБОВЬ. Если бы это был некий вбоквел, не являющийся официально часть цикла - вопросов ноль, но нет, это полноценная книга серии!
"Волки Кальи"
Рак разрастается, абсолютно спиноффная часть, защита фермерского поселения местных оборванцев от нашествия марвеловских Доктор Думов с джедайскими мечами азазаз. Как это согласуется с главным квестом героев и их целью? Хороший вопрос! Можно читать только последние несколько страниц, которые ожидаемо оканчиваются клиффхенгером с намеком, что тебе надо будет бежать в книжный магаз за продолжением сразу же, как только тираж окажется на полках.
"Песнь Сюзанны"
Ноль экшена, но зато появление в серии самого Стивена Кинга как персонажа, который немного поясняет по хардкору что вообще творится в серии. В шестой книге, Карл! Благо, что по размеру она одна из самых маленьких, читается по диагонали. В отзывах видел, что от того, что Кинг вписал самого себя в серию у многих бомбануло, но в следующей книге он мало того, что отвесит сам себе литературных лещей, так еще и станет наконец понятно зачем он стал полноценным персонажем серии (и станет понятно почему три предыдущие книги настолько слабые). А разгадка проста - для любого, кто читал "Темную Башню" дальше третьего романа, очевидно, что Кинг просто потерял интерес к серии. В предисловии к самой первой книге он пишет, что давно хотел замутить свой "Властелин Колец" с азартными карточными играми и девушками легкого поведения постапокалипсисом и револьверами, просто эльфов и гномиков терпеть не может, но на деле, видимо, сильно переоценил свои способности. То есть, все книги происходят в одной вселенной, повествование в принципе прямолинейно, но эту вселенную, оказывается, нужно тщательно продумывать наперед от и до, объяснить хотя бы самому себе ее законы и все аспекты ее функционирования. И после третьей части запал просто потух. Поэтому на страницах шестого романа он сам буквально уговаривает своего персонажа продолжать писать! Ломание четвертой стены, метасюжет - возразят мне фанаты. Нет, это дешевый способ морально вдохновить себя на продолжение, отрезав путь к отступлению.
"Темная Башня"
Завершение серии, на мой взгляд, действительно вышло довольно эпичное и разнообразное, экшен не прекращается ни на секунду - тут тебе и перестрелки, и погони со временем, и тактическая битва с превосходящими силами противника, и принятие судьбоносных решений, и выживач, все очень сочно и в принципе читается запоем. Кинг тут настолько увлекся отгрузкой вагонов с крышесносным действием, что пару раз забывал то, что было написано им же несколько страниц назад, с чего пару раз угорнул переводчик, указывая на неточности писателя. Но в последней четверти книги темп резко спадает и все заканчивается невнятным пшиком, оборачивающим все приключение предыдущих частей в бессмысленность. Конечно, Кинг потом извиняется и поясняет в послесловии что, дескать, важна не концовка, а само путешествие, но подозреваю, что у многих (включая меня) такое окончание вызвало сильный дискомфорт в районе пятой точки.
Продираться ради такой концовки через 5 и 6 книгу, наверно, не стоит, но точно стоит ради крышесносного экшена в большей части последнего романа. Вот, кстати, идеальная цитата из него, которая наилучшим образом описывает завершающую часть:
"Он победно пернул, газ выходил долго, вонюче, но тихо. Его очко превратилось в сломанную гармонь, которая более не играла музыку, только пыхтела."
Фух, выдохнули. Теперь о минусах цикла в целом.
- Отсутствие целостности. Тут все просто - цикл не выглядит целостным. Ввиду потери интереса к серии "Темная Башня" Кинг на момент написания определенных частей (скорее всего после третьей или четвертой) понятия не имел куда дальше повернет история и куда заведет героев. Так что это дает ему полное право менять правила игры и законы мира прямо на ходу в других книгах, вводить новые переменные, героев, внезапно и бессмысленно выпиливать их сразу или через пару книг итд итп. Это очень заметно от книги к книге. В пятой книге его посетило очередное творческое озарение и Кинг начал пытаться связать не только все предыдущие книги "Темной Башни" между собой, но и все остальные свои произведения, создавая эдакую Марвел-мультивселенную со всеми героями из других своих книг, что в свою очередь породило еще больше сюжетного хаоса.
- Ка. Пожалуй, самая бесящая вещь из всей серии. Понятие "Ка" в книге обозначает течение судьбы или рок, неизбежность событий, то есть, что предначертано, то по любому произойдет и надо
иногдавсегда просто плыть по течению. А на самом деле это легализованные рояли в кустах, настолько лютые и абсурдные, что хочется взять Кинга за грудки и крикнуть ему смело в лицо - КАКОГО ЧЕРТА ТЫ ТАКОЙ ЛЕНИВЫЙ и не потрудился объяснить некоторые вещи, вместо которых ты пихаешь мне это ка? Фактически это означает, что все решения, принимаемые героями обязательно будут верными, а все пути, выбранные ими, приведут куда надо, даже если это совсем-совсем неочевидно.
Доходит до смешного, иногда герой просто беспричинно начинает делать что-то нелогичное, а на все вопросы "Зачем?" отвечает "Не знаю зачем мне это нужно, но уверен это пригодится в будущем". И оно действительно пригождается, ведь ка. Да и в целом на любой ваш вопрос по миру "Темной Башни", начинающийся со слов "Почему?" и "Зачем?" Кинг склонен коротко ответить - "Ка". После того, как фраза в духе "Я не знаю зачем, но уверен что так надо" встретится вам в 20-й раз, вы, наконец смиритесь. Я думаю, что не у одного меня эта часть вселенной вызывала негодование, поэтому Кинг в послесловии к последней книге наклепал кривое объяснение почему герои все в точности знают наперед. Но самым читерским и до абсурда возмутительным проявлением "ка" стало появление Патрика Дэнвилла из последней книги. Если максимально избегать спойлеров, то это тип с ультраспособностями изменять окружающий мир по мановению своей руки, вплоть до выпила самого злодейского зла, создания порталов куда угодно из воздуха итд. Надо ли говорить, что с появлением такого персонажа у героев все получалось так, как они желали? - Мотивация героев. Окей, теперь давайте поговорим вот о чем. Какова цель главных героев? Ответ - дойти до Темной Башни. Их мотивация сильна, их приключение окончится. Но что это значит для читателя? За все книги Кинг ни разу не сказал нам что будет, когда они дойдут до нее и что будет, если не дойдут. Каковы последствия и за что мне нужно переживать? В принципе с помощью костылей и полунамеков можно представить себе, что взобравшийся на вершину башни начнет повелевать всеми мирами или перемещаться между ними без труда, оказывая влияние на течение жизни тут и там, но только с помощью костылей. С помощью них же я могу понять зачем это Роланду, но какова мотивация нью-йоркских персонажей, мне вообще непонятно.
Также у нас два антагониста - Уолтер и Алый Король. Но ни один, ни второй не представляют опасности для героев. Для мира (или правильней сказать для отдельных миров) да, но не для героев, они с ними даже не пересекаются. Почему бы тогда не дать
читателю хоть какой-нибудь повод переживать за героев? Я прочитал всю серию, но я до сих пор не понимаю, что бы изменилось от смерти кого-нибудь из компашки Роланда или даже самого Роланда. - Слив антагонистов. Я уже упомянул выше Алого Короля и Уолтера. Как злодеи они совершенно бесполезны. Представьте, что Волан-де-морт из серии про Гарри Поттера умирает в результате ДТП, переходя дорогу на красный или отравившись ядовитыми грибами из банки с соленьями. Тут ощущения очень похожие, и да, злодеи побеждаются сами собой, даже без вмешательства главных героев. Плюс опять же, вопрос мотивации не прописан ни для одного, ни для второго. Думаю, Кинг хотел сделать ставку на таинственность отрицательных персонажей, в духе того, что они обросли жуткими легендами, они могущественны и неуловимы, но когда начинаешь анализировать их действия, то понимаешь, что школьник, задумавший подшутить над училкой по матеше, реализует свой план лучше, чем они.
Теперь о плюсах:
- Экшен. Да, везде, где есть экшен, он очень захватывающий, приковывающий к страницам, иногда даже эпичный. Будь то локальные схватки или глобальные, они круты и отлично написаны. На такое было бы действительно здорово посмотреть в кино.
- Дух Америки. На пути к башне герои для тех или иных целей путешествуют в современную Америку или встречают персонажа, который рассказывает им о своей прошлой жизни на американской стороне (почему все порталы из срединного мира ведут в Штаты, это тоже хороший вопрос). И когда это происходит, интересность повышается в разы. Кинг как бы говорит нам - "Мне скучно писать про фэнтези, не могу жить без современного мира" и у него действительно намного лучше получается писать о событиях, которые имеют привязку к реальному миру, а не к выдуманному. Чего стоит только один
рассказ отца Каллагана - общество анонимных алкоголиков, пыльные автостанции Грейхаунд, работа в Мэнпауер - нереально завораживающе об обыденном. Может Кингу действительно не стоило писать именно фэнтези, а делать фэнтези из чего-то реального? - Разброс сеттингов. Побочный эффект отсутствия целостности. Не смотря на то, что вселенная у мира одна, от книги к книге писатель постоянно доделывал и додумывал ее, поэтому у нас тут есть и путешествия во времени, и порталы, и постапокалипсис, и без пяти минут киберпанк, и патриотический вестерн в духе "Tombstone", и многое другое. И вся эта каша умудряется существовать (не без взаимоисключающих параграфов, конечно же) и радовать пестротой. За такой размах ставлю плюс, потому что реализовано кривовато, но с душой.
- Кинговский фансервис. Наиболее полное удовольствие от прочтения "Темной Башни" получат преданные фанаты Кинга, которые прочитали у него не только лишь попсовые "Сияние" и "Оно", как я, а еще около 20 разных его тайтлов. Так что, если вы не фанат Кинга (я тоже не фанат) и не читали у него почти все, то некоторые реверансы и отсылочки вам станут недоступны. Толком не знаю, как это влияет на сюжет, но в целях фансервиса ход интересный, потому что я знаю людей, которым доставляет огромное удовольствие посмотреть на знакомых по другим книгам автора героев под совершенно иным углом и в иной обстановке.
В заключении скажу, что замах, безусловно, был монументальный, но я склоняюсь к мысли, что все же не вышло, как хотелось бы самому Кингу.
Тратить ли время на эту серию? Решать, конечно же, вам!
А еще существует экранизация... Лучше бы не существовала, тогда "Темная Башня" получила бы шанс стать неплохим сериалом. На самом деле удивительно, когда понимаешь, что писавшие сценарий для фильма, совершенно точно читали цикл как минимум до шестой части и умудрились засунуть шесть томов в два часа хронометража. Вот вы можете представить себе шесть частей Гарри Поттера в одном фильме? Вышел, конечно же, закономерный фейл.
За сим откланиваюсь и я говорю, спасибо вам.
Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror.