Одной из самых героических страниц блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны стала работа «Дороги жизни» – 30-километровой переправы по льду Ладожского озера. С сентября 1941-го по март 1943-го она связывала окруженный город с внешним миром. По трассе в город завозили еду и боеприпасы, а также эвакуировали жителей. Во многом благодаря переправе Северная столица смогла выстоять под натиском захватчиков.
Как появилась «Дорога жизни»
Уже в сентябре 1941 года Северная столица почти полностью была в окружении. В августе немецкие захватчики отрезали от города автомобильные и железные дороги. Началом истории блокады города принято считать 8 сентября 1941 года – после взятия нацистами Шлиссельбурга.
Запасы продовольствия в городе еще до начала войны были небольшими, замечает доктор исторических наук, начальник отдела Института истории обороны и блокады Ленинграда Никита Ломагин. Однако при работающей железнодорожной системе с поставками еды в Ленинграде все было хорошо.
В ноябре 1941 года озеро начало замерзать. Тогда советское руководство создало трассу на льду – «ледовую дорогу жизни». Зима 41-го была столь же сурова, как зима 1940 года, а она считается одной из самых свирепых за всю историю метеонаблюдений. В «Дорогу жизни» трудно было поверить даже советскому руководству, но пришлось, отмечает Никита Ломагин. По его словам, когда Сталину предложили проект на рассмотрение, он высказывал сомнения, так как коммуникации были чересчур большими. Снабжение по зимней дороге в условиях бомбежек и обстрелов мегаполиса с населением в 2,5 млн человек и армией в полмиллиона еще никогда не осуществлялось
Обстрелы, метели, треснувший лед: как работала «Дорога жизни»
«Дорога жизни», по сути, представляла собой несколько колей, по которым двигались знаменитые «полуторки» – автомобили ГАЗ-АА, вес которых составлял 1,5 тонны. Водителям предстояло проделать путь по ладожскому льду в 30 километров. Однако из-за метелей и опасности уйти под воду они были вынуждены ехать максимально осторожно и медленно. Исследователь подчеркивает, что шоферы «полуторок» даже при страшнейших морозах ездили с открытой дверью, чтобы у них оставалась возможность быстро выпрыгнуть из кабины. Несмотря на опасность, водители совершали по два и более выездов в день.
Роль «Дороги жизни» в освобождении Ленинграда
Благодаря «Дороге жизни» зимой 1941 года из Ленинграда удалось вывезти более 530 тысяч человек, большинству из которых спасли жизнь. Летняя же эвакуация позволила превратить город в полностью военный лагерь, где доля нетрудоспособного населения была минимальной. Ладожская переправа позволила Ленинграду уйти от нормы выдачи хлеба в «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам», которые получали в позднюю осень 1941 года, подчеркивает Борис Ковалев. «Дорога» позволила нарастить объем продовольствия в городе. Свою значимость она потеряла в 1943 году, когда советские войска смогли прорвать блокаду с южной стороны Ладожского озера, говорит историк.