Найти тему

Герой чкаловской плеяды

Лётчик-истребитель Алексей Тихонович Севастьянов навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названы улицы в Санкт-Петербурге, Лихославле и Дом культуры в селе Первитино Тверской области.
На здании Первитинской восьмилетней школы, на здании средней школы № 7 в Лихославле, где учился Севастьянов, и у места гибели в посёлке Рахья установлены мемориальные доски. Подвигу Алексея Тихоновича посвящён документальный фильм «Герои не умирают».

Алексей Тихонович Севастьянов
Алексей Тихонович Севастьянов

Алексей Тихонович Севастьянов родился 16 февраля 1917 года в деревне Холм в Лихославльском районе Тверской области. Отец будущего лётчика, Тихон Севастьянов, служил кавалеристом ещё в Первую мировую войну, мать, Мария Ниловна, вырастила шестерых сыновей, каждый из которых внёс вклад в Победу. Василий – пограничник, погиб, защищая Родину в Западной Белоруссии. Михаил – артиллерист, пал в бою под Ржевом. Сергей – разведчик, вернулся с войны инвалидом. Николай получил на войне три ранения и контузию. И лишь младшего Виктора не опалил фронт.

Четыре года Алексей Тихонович проучился в Первитинской начальной
школе, в 1933 году окончил Лихославльскую железнодорожную семилетнюю школу. Уже в следующем году поступил в Калининский машиностроительный техникум, а в августе 1936 года по специальному набору поступил в Качинскую военную авиационную Краснознамённую школу им. А. Ф. Мясникова, которую окончил в 1939 году.

Алексей Тихонович Севастьянов – участник Великой Отечественной войны с первого дня. Командир звена 26-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, войска ПВО страны). 26 сентября над Шлиссельбургом он в паре с Моховым сбил самолёт «Юнкерс‑88». В ночь на 28 сентября Севастьянов на своём И‑153 уничтожил вражеский аэростат, с которого немцы вели корректировку артиллерийского обстрела Невского проспекта. 5 ноября 1941 года младший лейтенант Севастьянов совершил первый ночной таран вражеского бомбардировщика над Ленинградом.

Сбитый самолёт фашистов, упавший в Таврическом саду г. Ленинграда. 5 ноября 1941г.
Сбитый самолёт фашистов, упавший в Таврическом саду г. Ленинграда. 5 ноября 1941г.

Из воспоминаний командующего авиацией Ленинградского фронта, главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова:
«Мне однажды посчастливилось быть свидетелем героического проявления духа народного…
Ночью с 4 на 5 ноября завыли сирены, и почти тотчас в небе лихорадочно
заметались лучи прожектора. Ленинград уже более месяца находился в блокаде, и фронт был настолько близок от города, что вражеские самолёты долетали до внешних границ зон наших постов ВНОС до центра города за считанные минуты…
Слышен гул фашистского самолёта. Когда он появился над Невой, прожектористы быстро нащупали и взяли его в перекрестие слепящих лучей. Я узнал силуэт «Хейнкеля‑111». Он медленно, как бы плывя, проходил над Невой в сторону Смольного.
Вдруг откуда-то из мрака выскочила «Чайка-И‑153». Это был самолёт 26-го ночного истребительного полка, нёсшего непосредственно воздушную охрану города. Маленький юркий «ястребок» открыл огонь по противнику. В небе вспыхнули нити пуль. Вражеский пилот сделал манёвр, и бомбардировщик провалился в темноту. Прожекторные лучи снова заметались в небе.
– Уйдёт мерзавец! – невольно вырвалось у меня.
Но прожектористы снова отыскали врага и взяли его в перекрестие. Через несколько секунд из темноты вынырнул и наш «ястребок». Маневренный и вёрткий, он устремился на «Хейнкеля». Расстояние между самолётами быстро сокращалось, и я напрягся, ожидая пулемётного огня. Но наш лётчик не стрелял.
И тут же последовал удар, а за ним яркая вспышка. «Чайка» мотором врезалась в «Хейнкеля». Бомбардировщик качнулся, наклонился и камнем повалился вниз. Фашистский самолёт упал в Таврический сад. Экипаж его был пленён. Нашего пилота сильным ударом вышибло из кабины. Он благополучно спустился с парашютом на крышу одного из строений Невского завода имени В. И. Ленина.
С героем этого боя я встретился на другой день. Это был Алексей Севастьянов – высокий, богатырского сложения, русоволосый парень».

В разговоре с генералом лётчик признался, что гнался за врагом с самой окраины, у него закончились патроны и хотелось побыстрее сбить вражеский самолёт. Поэтому Алексей решился на таран, не думая о том, что мог погибнуть. Ведь ночью такой приём требует точного расчёта. Герой сожалел только о потерянной «Чайке», поскольку в полку не было запасных машин.

После своего подвига Севастьянов стал знаменит. В его честь устраивались митинги, его снимки можно было увидеть повсюду, о нём писали газеты.

6 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта представил Алексея Тихоновича к званию Героя Советского Союза. 18 ноября 1941 года ему было присвоено очередное воинское звание – лейтенант, а 21 декабря он был назначен на должность командира второй эскадрильи своего полка.

Алексей Севастьянов с однополчанами. 1942 год.
Алексей Севастьянов с однополчанами. 1942 год.

Согласно записям, сделанным в книге истории 26-го гвардейского ночного истребительного полка, под руководством Севастьянова «эскадрилья налетала 188 часов 20 минут. Совершено 236 полётов, из них ночью – 52 часа 15 минут, 71 полёт». Основные часы ушли на защиту «Дороги жизни».

23 апреля 1942 года Алексей Севастьянов совершил свой последний полёт. Неподалёку от аэродрома два его товарища на стареньких тихоходных истребителях вели бой с «Мессершмиттами‑109». У Севастьянова машина была новой конструкции. Поняв, что едва он появится в воздухе, вражеские самолёты бросятся на него и оставят в покое ребят, Алексей и лётчик Николай Щербина поднялись им на выручку. «Мессершмитты» развернулись в их сторону, МиГ‑3 командира был для них более опасен. Не успев набрать высоты, Алексей Тихонович принял невыгодный для себя бой и пошёл в атаку. Самолёт Севастьянова был подбит, а сам он смертельно ранен, поэтому не смог сдержать падение машины и выпрыгнуть с парашютом. Но товарищей, у которых кончалось горючее, выручил – дал им возможность уйти на посадку. Самолёт Алексея Севастьянова упал в 2,5 км от посёлка Рахья.

Лишь спустя 24 года юные следопыты 371 средней школы поставили цель – найти место, где упал самолёт героя. К ним присоединились ветераны и боевые друзья Алексея Севастьянова, нашли очевидцев падения боевой машины. Было установлено, что самолёт упал в болото, недалеко от посёлка Рахья Всеволожского района Ленинградской области. Нашли его 15 июня 1971 года. Вместе с личными вещами лётчика были найдены часы, стрелки которых показывают время гибели – 13 часов 18 минут.

21 июня 1971 года больше сотни тысяч жителей Ленинграда приняли участие в захоронении праха прославленного лётчика, того, кто ценою своей жизни отстаивал город на Неве.

Авторы материала: Василий СЕВАСТЬЯНОВ, Михаил СЕВАСТЬЯНОВ