Последний год Гарик сильно сдал. Стал плохо слышать и видеть.
Ветеринар сказал, что годы берут своё, что он и так у вас долго живёт, что 13 лет для мопсов - это хороший срок. Пусть спокойно доживает свой отпущенный век.
К этому новому году наш малыш окончательно потерял зрение и слух. Если раньше он хоть что-то видел, то теперь - нет. И глухота... Полнейшая. Больно было смотреть, как он свыкается с новой реальностью. Дома конечно помогали ориентироваться запахи. Но всё равно первое время все углы и стены соберёт - бился носом об них. Бывало погладишь его, он юлой обернется вокруг себя, голову поднимет вверх и смотрит в другую сторону, думая что там хозяин стоит. Или начинает хаотично и быстро ходить по комнате, натыкаясь на всё подряд. Ударяется, идёт дальше, снова бьётся, снова идёт. Такое ощущение было, что он психует. Начинаешь его успокаивать, а он весь напряжён - крутится, крутится - не может понять что с ним. А бывало - встанет и замрет. И может так долго стоять. На это было невозможно спокойно смотреть. Столько слез пролито!
На лестничной площадке сначала каждую ступеньку наощупь обследовал и только потом делал шаг. Спускаться было сложнее, а подниматься проще, т. к. грудью упирался в препятствие и понимал, что надо лапку поднимать.
Когда были выходные у меня, я старалась дать ему самостоятельно выйти на улицу. Ему надо было двигаться, чтобы не было проблем с туалетом. Но перед работой иногда выносила на руках его - когда время поджимало. На прогулке ему было попроще. С помощью поводка мы помогали ему ориентироваться.
Когда-то Гарик гулял без привязи, он был послушный и приученный к главным командам.
Малыш наш добрый, ласковый, на кошек реагировал спокойно, за птицами не бегал, с собачками был дружелюбен. Теперь только на поводке чувствовал себя более менее хорошо.
Не смотря на всё это, Гарик бегал достаточно быстро и уверенно, что даже соседи не догадывались о его слепоте и глухоте.
Ещё радовало нас то, что у ребёнка хороший аппетит. Всё как раньше - пришёл с работы - дай вкусняшку. Мы его приучили, что надо зайти на место, тогда и полакомишься. Вот встретит тебя, ты его погладишь, он уже торопится под стол( там его лежанка была) и ждёт, когда же угостят. И в эти дни ничего не изменилось. Дашь сухарик, он грызёт в своё удовольствие. Мы радовались, что хоть что-то приносит нашему малышу удовольствие.
Так прошла зима и один месяц весны.
Как-то в начале апреля вернулась я с работы, взяла Гарика на руки и понесла его на прогулку. Надо отметить, что он большой молодец, до последнего дома " не пачкал". Так вот, вышли на улицу, я его поставила на травку. Парень сразу же сходил по-маленькому; видимо долго терпел. Пошли с ним неспеша. Через некоторое время и "главное" сделал. Я решила немного пройтись с ним, чтобы подвигался ребёнок, подышал воздухом. Шли по тропинке. Гарик стал замедлять шаг, затем остановился. Я потянула поводок. Он стоял. Затем как-то странно стал опускать голову. Его как-будто свело судорогой, выгнуло немного вправо и он начал заваливаться. Я его успела подхватить. Руки, ноги у меня затряслись, сердце бешено забилось. Несу Гарика, сама приговариваю: " Что с тобой, милый? Что? " В тот раз он пришёл в себя достаточно быстро. Дома как обычно сел в уголке в ожидании помывки лап. Сам зашёл в тазик. Потом добежал до балкона и наконец, с аппетитом покушал.
....Диагноз неутешительный, болезнь неизлечима....
Такие приступы у него случились три-четыре раза.
Понимание неизбежного....
Но мы старались скрасить оставшееся ему время. Чаще ласкали, чаще угощали, больше уделяли ему внимания.
.......
Накануне мы были в деревне. Ещё праздник был - "Вознесения Господня". Нельзя было ничего делать, но график работы диктует свои условия. Поработали хорошо. А коль праздник, можно и " посидеть"( так мы называли - попить пиво).
Вернувшись домой, муж пошёл с Гариком гулять, а я собирала на стол. Супруг как-то быстро вернулся. Малыш был на руках у него. С первого взгляда я поняла, что случился очередной приступ. А ещё поняла, что ко всему привыкаешь. Через пять минут Гарик уже как ни в чем не бывало поскуливал в предвкушении кормёжки. Такое бывало и в лучшие времена. Тем более, что запахи копченостями сами за себя говорили. Наш детёныш знал уже, что будут "посиделки". Его ждут " вредные " вкусняги.
Мы устроились на любимом месте - на балконе. Гарика запустили чуть позже. Он так радовался : этот балкон и одурманивающий аромат знал наизусть. Когда давали ему чипсинку или сухарик, он съедал угощение, поднимал мордочку кверху, глаза широко раскрыты; он думал, что снова вернулись те счастливые времена, когда виден мир. Огромными глазами он пытался разглядеть окружающее, до боли всё знакомое : дверцы шкафа, стремянка, покрывало, "стол" и наконец - любимые мама и папа, любимые хозяева........
Это зрелище пробивало до мурашек. Ком подкатывал к горлу. Но мы сдерживались. Мы радовались тому, что ребёнок ещё с нами, ему вкусно, и мы ещё можем ласкать и гладить его, доставляя тем самым ему удовольствие.
Всегда ведь мы фотографировались. Но почему то не в тот раз...
На утро, в 4 часа ( я всегда так рано встаю) , взяла Гарика и пошла с ним гулять. Ещё вчерашний мусор прихватила. В обычном месте поставила малыша на травку. Он немного прошёлся, сел пописить, потом вроде пробежался чуток и встал. Голова была опущена. Я понимала, что ему стало плохо. Думала постоим, он отойдёт и мы пойдём дальше ( так часто случалось последние дни). Я потянула осторожно поводок. Гарик стоял. Голова опускалась всё ниже, лапы широко растопырены. Он начал заваливаться набок. Я успела. Взяла его под лапки. Состояние такое я уже видела, поэтому была уверена, что сейчас малышу станет легче. Когда я подходила к мусорке, Гарик как-будто стал вырываться. Но вокруг было грязно и сыро и поэтому я его не поставила на лапки. Выкинув пакет с отходами мы отправились к газону. Опустив малыша на травку, поняла, что сейчас он не может стоять. Я его положила на травку в надежде, что вот-вот сейчас его отпустит. Глажу по головке, приговариваю ласковые слова. В мыслях нет страшного. И тут Гарик начинает вытягиваться, передние и задние лапки напрягаются. Только в этот момент до меня доходит жуткая мысль. Его мордочка лежала у меня на ладошке ; он устремил голову вверх и жалобно издал последний короткий вой......
...................................................
В то утро мы похоронили нашего Гарика. В нашем лесу.
................... ...............................
А на пятый день я пошла к нему на могилку, отнести вкусняшки его любимые и просто побыть там. Меня просто тянуло к нему. Думала, что буду долго искать ТО место, ведь в день смерти малыша я шла за мужем ничего сквозь слезы не видя. Но зайдя в лес как-то чисто интуитивно я правильно свернула с дороги, потом шла по какой то тропке, снова свернула. Через какое-то время остановилась - туда ли я иду? А повернувшись в пол-оборота увидела то самое место в 10 метрах от меня.
Приближаясь к могилке я вдруг услышала жалобный короткий вой. Это Гарик? На секунду пришла такая мысль. ТАК этот звук был похож на прощание нашего малыша!!!
Но нет.
Это сосна стонала, а может и плакала. И пока я там была, дерево "тосковало" и плакало, тосковало и плакало, плакало вместе со мной...
В ПАМЯТЬ О НЁМ...