Найти в Дзене
veris

Формируем персонажа. Связь героя и сюжета

Оглавление

В одной из предыдущих статей я писала о базовых принципах создания персонажа: как создать образ главного героя в начале и в конце истории - то есть пункт А и пункт Б. Возникает вопрос: а что будет в середине? Как корректно провести трансформацию героя?

Есть два варианта создания истории: адаптация под героя и под сюжет. Мы рассмотрим первый вариант, так как второй, как правило, не вызывает больших затруднений и направлен на ассоциирование читателя с персонажем и стремление вызывать симпатию.

Изображение создано с помощью ИИ
Изображение создано с помощью ИИ

Концепция

Путь героя - это всегда преодоление препятствий, поддерживаемое сильной мотивацией. Где-то он будет терпеть поражение, где-то одерживать победу, неизменно одно: ему должно быть трудно и страшно, а в конце он должен измениться.

Суть проста, во всех мифологиях, всех религиях сколько найти
И в основе любой истории есть один и тот же мотив:
Кто-то слышит далекий голос, он выходит из дома один.
Он идет по дороге из города в темный лес, где полно паутин.
На пути он встречает монстров, бьется с ними он так же один.
Он пока не герой, он боится всего, но он все продолжает идти.
И в конце - он приходит к логову, будет сложно, но он победит.
И дракона убив, он вернется домой, но уже не тем, кто уходил.
Oxxxymiron - "Тысячеликий герой"
Изображение создано с помощью ИИ
Изображение создано с помощью ИИ

Препятствия

Трудности можно разделить на две категории: внутренние и внешние. Внутренние порождаются слабыми сторонами (трудно перейти через себя) и ценностями (страх или боль потери). Внешние же продуцируются другими персонажами, обществом в целом (социальные, правовые устои), природными явлениями (землетрясение, дожди) и так далее.

Внешние препятствия во многом задаются сеттингом, поэтому это одна из первостепенных задач - определить эпоху, место событий, социальное, экономическое и политическое положение общества. Особенно важно продумать все детали, если мир вымышленный.

Технический момент: сеттинг необходимо подробно продумать, но это не значит, что нужно всё заносить в историю. Стоит отсеять неважные черты, а также подчеркнуть значимые, наиболее атмосферные и яркие.

Изображение создано с помощью ИИ
Изображение создано с помощью ИИ

Мотивация

Мотивация в концепции персонажа - это необходимость преодолеть препятствия ради собственных ценностей и потребностей (тех, которые он потерял или может потерять, или тех, которых нет в его жизни). Она должна быть достаточно сильной. Для её появления нужно создать конфликт, который заставит героя зациклиться на какой-то потребности.

Например, персонаж оказывается в беде, но ему никто не приходит на помощь; страх одиночества захлёстывает его, у него обостряется потребность в настоящих друзьях; он полагает, что чтобы не остаться одному, надо стать "лучше": умнее, эрудированнее, красивее и так далее. Ему будет тяжело меняться, ломать все свои привычки и ещё труднее верить в себя, но в его голове всегда будет маячить момент, когда он остался совершенно один - это и будет мотивация.

Изображение создано с помощью ИИ
Изображение создано с помощью ИИ

Изменение

В конце персонаж должен изменить свои ценности, сильные или слабые стороны - претерпеть метаморфозы.

Чтобы побороть слабые стороны, необходимо столкнуться с ситуациями, когда придётся под давлением их преодолеть - и желательно не один раз. Более того, с первого раза может не получиться, поэтому здесь также важно придумать мотивацию, которая по итогу сподвигнет героя.

Чтобы изменить ценности, герой должен получить что-то новое в своей жизни. Тот, кто никогда не пробовал, скажем, клубнику, не сможет любить её больше, чем яблоко. Чаще всего ценности именно заменяются, а не просто появляются и исчезают. Необходимо обесценить старое и наделить ценностью новое.

Путь героя

После того как мы определили все основные понятия, берём чистый лист и... Возникает вопрос. Хорошо, понятно, какими должны быть опорные элементы, но как написать сюжет? Допустим, у нас есть сформированный персонаж, мы придумали вектор его развития (определили глобальную мотивацию, придумали конфликт, который её запустит). Дальше есть несколько вариантов:

  • Можно написать список всех возможных препятствий и подумать, что самое худшее могло бы произойти сейчас. При этом в фокусе надо держать те конфликты, которые могут постепенно привести к желаемому конечному результату.
  • Также же можно прикинуть: будь я на месте персонажа, что бы я сделал? А мой друг/подруга? А сам персонаж с его характеристиками?
  • Третий вариант такой: можно проанализировать модели поведения похожих персонажей других авторов. Это помогает поразмышлять и придумать свой путь.

Писательство - процесс, в котором большую роль играет воображение, однако и его стоит направлять.