Найти тему

1990-е и жизнестойкость

#Анастасия #От_избегателя_к_созидателю #Рекомендации #Рожденные_в_СССР #Жизнестойкость АнастасияПоляткова

«Люди, которые воспитывались в 1990-е, у них очень сильная эмоциональная составляющая, они хорошо реагируют на боль, на потрясения, но стабильности в них нет, у них все очень зыбко»

Эти слова принадлежат Сергею Мирошниченко, режиссеру документального сериала «Рожденные в СССР», в котором показано, как сложилась жизнь 20 детей, родившихся в 1983 году в Советском Союзе. По замыслу режиссера планировалось приглашать их на съемки каждые 7 лет, пока героям не исполнится 70 лет, чтобы проследить их жизнь на фоне социальных и политических перемен. Серии, в которых герои 1990 года были показаны в 14, 21 и 28 лет, вышли в 1998, 2005 и 2012 годах. Зрители до сих пор с нетерпением ждут пятой серии цикла – «Рожденные в СССР. Тридцатипятилетние» (премьера откладывается многие годы по разным причинам), а также собираются в сообщества, которые ищут героев, по разным причинам не снимавшихся в части серий, пытаясь выяснить, как сложилась их судьба. Подробнее о проекте вы можете узнать по ссылке.

Этот документальный сериал невероятно искренний, правдивый, трогательный и захватывающий. Не только с обывательской, но и с некой исследовательской точки зрения так и хочется узнать: «А что же дальше?». Здесь неизбежно затрагиваются «вечные» вопросы и проблемы, возникающие на протяжении всей человеческой жизни: воспитание, взросление, влияние окружения и среды, мировоззрение, ценности, цели, мечты, характер, взаимоотношения, перипетии судьбы и многое другое. Кроме того, при просмотре серий цикла невольно задаешься еще одним вопросом: какое именно качество позволяло некоторым героям успешно справляться со стрессовыми ситуациями и резкими изменениями в их жизни, сохранять жизнерадостность, жизнелюбие и энергичность, поддерживать интерес к жизни и создавать возможности для достижения поставленных целей? Речь идет, конечно же, о жизнестойкости.

Мы уже затрагивали жизнестойкость и писали о трех ее компонентах, так называемых трех «В»: вовлеченности, влиянии и вызове. Теперь же стоит подробнее остановиться на том, в чем отличие между людьми с развитыми компонентами жизнестойкости и теми, у кого такие навыки отсутствуют.

Таблица составлена на основе статьи С.Р. Мадди «Смыслообразование в процессе принятия решений».
Таблица составлена на основе статьи С.Р. Мадди «Смыслообразование в процессе принятия решений».

При этом жизнестойкость необходимо развивать, поскольку она напрямую позволяет справляться с тревогой и различными стрессогенными обстоятельствами, которые могут возникать:

– как при принятии решения в пользу будущего из-за непредсказуемости, неизвестности, в которую вступает человек (ведь новый опыт, полученный в результате выбора будущего, вероятно, окажется негативным, совершенно не соответствующим ожиданиям или даже обернется провалом),

– так и при принятии решения в пользу прошлого из-за необходимости пожертвовать возможностью (в то же время важно помнить, что даже выбирая будущее, человек не может использовать все доступные ему возможности).

Так как именно жизнестойкость помогает людям смягчать эффекты стрессогенных обстоятельств и сохранить здоровье? Система событий и реакций на них приведена на рисунке:

Модель жизнестойкости по С.Р. Мадди.
Модель жизнестойкости по С.Р. Мадди.

Как показано на рисунке, жизнестойкость составляет ядро системы, она смягчает эффекты стрессогенных обстоятельств и помогает сохранить здоровье двумя способами:

1. Первый способ – это здоровый образ жизни. Например, занятия спортом, здоровое питание и упражнения по расслаблению способны снижать напряжение, регулировать настроение и обмен веществ.

2. Второй способ – это совладание с изменениями и конфликтами таким способом, чтобы, преобразовав их, снизить степень их стрессогенности. Процесс преобразующего совладания подразумевает под собой направление сознательной активности и действий на расширение перспективы и углубление понимания смысла вызвавших стресс обстоятельств, благодаря чему они перестают казаться такими ужасными и возникает видение путей к их преодолению. Именно здесь «помощником» является навык ситуационной осведомленности, когда подключаются целенаправленное внимание, анализ ситуации с трех разных точек зрения и обратная связь.

Другие два компонента системы, показанной на рисунке, имеют мотивационную природу. Постоянная забота о своем здоровье и занятия преобразующим совладанием требуют времени, сил, настойчивости, проницательности и принятия на себя ответственности за собственную жизнь. Именно жизнестойкость с ее тремя компонентами обеспечивает мотивацию, необходимую для регулярных занятий преобразующим совладанием и заботы о своем здоровье. Кроме того, жизнестойкость ведет человека к такому взаимодействию с другими людьми, в ходе которого он оказывает им и принимает от них помощь и ободрение. Эти две стороны социальной поддержки также мотивируют преобразующее совладание и заботу о собственном здоровье.

Как показывают двунаправленные стрелки на рисунке, факторы, противостоящие стрессу, формируют систему, которая оберегает людей от непомерной тревоги и утраты здоровья. Таким образом, забота о собственном здоровье и преобразующее совладание, а также получение социальной поддержки в виде помощи и ободрения от других людей воздействуют на жизнестойкость и могут ее повышать. Однако именно жизнестойкость формирует у людей ту самую мотивацию, которая необходима, чтобы и заниматься эффективными способами совладания, и заботиться о своем здоровье, и включаться в взаимоподдерживающее социальное взаимодействие.

Источник: Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С.Р. Мадди / Психологический журнал. Том 26. – 2005 г. – № 6. – С. 87-101.

«Люди, которые воспитывались в 1990-е, у них очень сильная эмоциональная составляющая, они хорошо реагируют на боль, на потрясения…
Какие мы, такая и страна