Найти в Дзене
Русская Правда

Князь Н. Д. Жевахов об отношении духовенства к Протоколам…

«Русский​ народ, а в особенности образованный класс населения, воспитанный на уважении к религии, привык с чрезвычайным почтением относиться к своим архипастырям и не умел делать различия между ними. Однако же такое различие было и общий состав иерархов являл собою чрезвычайное разнообразие типов. Между ними были люди высокой религиозной настроенности, ​признанные​ ​святые​, как митр. Московский ​Макарий​ (Невский), были люди удивительной чистоты душевной и смирения, как митр. Киевский ​​Флавиан​​, этот подлинный, тонко воспитанный барин в самом высоком значении этого слова, были архипастыри, ​поражавшие​ своей любвеобильностью и кротостью, как митрополит С.-Петербургский​ и Ладожский Питирим, были ​крупные​ ​государственные​ деятели широких ​​размахов​​, ​прямодушные​, не ​знавшие​ компромиссов с совестью, как убитый митр. Варшавский Георгий, были ​истинные​ врачи душ и ​подлинные​ учители жизни, общение с которыми растворяло душу умилением и возносило к Богу, делая его чище и лучше..

«Русский​ народ, а в особенности образованный класс населения, воспитанный на уважении к религии, привык с чрезвычайным почтением относиться к своим архипастырям и не умел делать различия между ними. Однако же такое различие было и общий состав иерархов являл собою чрезвычайное разнообразие типов. Между ними были люди высокой религиозной настроенности, ​признанные​ ​святые​, как митр. Московский ​Макарий​ (Невский), были люди удивительной чистоты душевной и смирения, как митр. Киевский ​​Флавиан​​, этот подлинный, тонко воспитанный барин в самом высоком значении этого слова, были архипастыри, ​поражавшие​ своей любвеобильностью и кротостью, как митрополит С.-Петербургский​ и Ладожский Питирим, были ​крупные​ ​государственные​ деятели широких ​​размахов​​, ​прямодушные​, не ​знавшие​ компромиссов с совестью, как убитый митр. Варшавский Георгий, были ​истинные​ врачи душ и ​подлинные​ учители жизни, общение с которыми растворяло душу умилением и возносило к Богу, делая его чище и лучше... О каждом из этих иерархов можно было бы написать ​толстые​ книги, отмечая особенности их духовного склада и указывая путь, которым ​они​ шли, приближаясь к Богу или рассказывая о том деле, какое ​они​ делали во славу Божию, ​чуждые​ честолюбивых стремлений, далекие от славы мирской.

Но, увы, ​все​ ​они​ и им ​подобные​ составляли к сожалению, лишь ​​исключе​​​ние​​ на общем фоне тех иерархов, господствующим типом которых являлись честолюбцы, стремившиеся к земным почестям и людской славе. Между ними тоже встречались ​добрые​ люди, но их доброта никого не согревала; были люди ​умные​, но от их ума никому не было пользы; были и ​любвеобильные​, но их любовь отталкивала, ибо искали ответной любви и пускалась в оборот ради собственной славы. Иерархия этого типа предпочитали ​внешние​ дела духовному созиданию, занимались политикою, в лучшем случае, благотворительностью, рекламируя себя и воздвигая себе ​посмертные​ памятники, но душам своих ​пасомых​ ничего не давали, ибо сами ничего не имели. Мало этого, ​они​ нередко даже похищали ​духовные​ приобретения своих ​пасомых​, понижая их ​​религио​​​зную​​ настроенность, и с каким-то непонятным недоброжелательством относились к религиозно-просветительной деятельности светских лиц, считая таковую монополией духовенства.

Вот почему, когда на книжном рынке появились издания С. А. ​​Нилуса​​, большинство иерархов отнеслось к ним отрицательно, а архиепископ Арсений Новгородский (Стадницкий) в ответ на мою просьбу поддержать книги и помочь их распространению в епархии, в приделах которой тогда проживал С. А.​ ​Нилус​​, не только отказался исполнить мою просьбу, но и объяснил почему, сказав, что «​​Нилус​​ вмешивается не в свое дело»... (По сути своей архипастыри отвергли самый главный исторический документ эпохи, угрожающий бытию в ​мире​ христианства: Протоколы сионских мудрецов... что в значительной мере облегчило иудейству его победы над Христианским ​миром​)».