Самые знаменитые её рекорды и особенности
Длиннее некуда
Транссиб — самая протяжённая железная дорога во всём мире. Длина её главного хода от Москвы до Владивостока — 9288,2 километра. Сегодня началом магистрали считается столичный Ярославский вокзал, а конечной точкой — вокзал во Владивостоке у берега бухты Золотой Рог.
Дорога, связавшая континенты
Более 80% — 7512 километров — Транссиба расположены в Азии, остальная часть — в Европе. Условная граница между континентами находится на 1778-м километре пути, недалеко от Первоуральска. Там, рядом с платформой остановочного пункта Вершина, в 1957 году установили бетонный обелиск "Европа — Азия". Советуем пассажирам этого маршрута внимательнее смотреть в окно, чтобы не пропустить монумент.
Области, края, республики…
Транссиб проходит через 20 субъектов нашей страны. Это 12 областей (Московская, Владимирская, Ярославская, Костромская, Кировская, Свердловская, Тюменская, Омская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская и Амурская), 2 республики (Удмуртия и Бурятия), 5 краёв (Пермский, Красноярский, Забайкальский, Хабаровский и Приморский), а также Еврейская автономная область.
Города — большие и маленькие
Магистраль проходит через 87 городов и только 14 из них — крупные. Это 6 мегаполисов: Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск. И 8 городов с численностью населения меньше миллиона: Ярославль, Киров, Тюмень, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток. В остальных проживают менее 300 тысяч. Есть среди них совсем крошечные. Например, в посёлке Смидович (станция Ин) живёт меньше 4300 человек. Говорят, раньше по гудкам поездов там сверяли время, а потом перестали: составов стало намного больше.
Крупнейшие реки
Если вы решите отправиться в это длинное путешествие по Транссибу, то сможете увидеть известные реки. Вы их точно учили на уроках географии и обводили указкой на карте у школьной доски. Это Волга, Иртыш, Обь, Енисей, Амур и другие. Каждая из них уникальна. Всего таких больших рек будет 16 на пути, и о каждой есть интересный факт. Например, река Хор в Хабаровском крае считается самой опасной из-за сильнейших паводков, а через Амур построен самый длинный на Транссибе мост.
Вдоль Байкала
Больше 200 километров Транссибирской магистрали тянется вдоль самого глубокого озера планеты и крупнейшего пресноводного озера материка — Байкала. Из окна поезда можно запечатлеть на фото потрясающие виды.
Если ехать с запада, вид на Байкал открывается путешественникам после Андриановского перевала, а перед Слюдянкой-2 пути спускаются к озеру и тянутся вдоль берега до станции Боярский.
Границы магистрали
Транссиб — отличный способ изучать географию. Если ехать по всей дороге, самой западной точкой путешествия будет Москва, самой восточной — Хабаровск, самой южной — Владивосток, а самой северной — Киров.
Полюс холода
Часть магистрали проходит через зону вечной мерзлоты. Сильнее всего холод ощущается на отрезке пути между станциями Могоча и Сковородино. Хотя это и не самый северный участок дороги, но именно там зимой температура может опускаться до –62 градусов Цельсия. А вот наиболее мягкий климат — в районе Владивостока.
Вершины Транссиба
Между станциями Тургутуй и Яблоновая в Забайкальском крае Транссиб проходит через Яблоновый хребет. Там, на 6110-м километре магистрали, находится её высшая точка — 1019 метров над уровнем моря.
Другие высокие точки находятся у станции Кижа и на Андриановском перевале. Причём второй участок известен ещё и самым сложным профилем на всём пути. Перепад между станциями Слюдянка-2 и Андриановская составляет 420 метров на 32 километра.
Дорога у моря
Перед прибытием во Владивосток поезда почти 40 километров идут по берегу Амурского залива. Самая низкая точка Транссиба расположена между станциями Амурский залив и Угольная.