Когда-кому-что и система взаимозачёта
Когда маркетплейсы перечисляют деньги за продажу Ваших товаров? Когда Вам оплачивать счета за их услуги? И как работает система взаимозачёта?
❗ Ремарка: я пишу о магазинах ИП и самозанятого с небольшим финансовым движением. Информация будет полезна микро-производствам и мастерам handmade.
Я совершенно не в курсе, как работать с многотысячным товарным ассортиментом или многомиллионным оборотом. Ну, и я не из тех, кто "за 10 дней выведет Вас на доход в 1 миллион" 😂
Итак, допустим, Вы собрали все свои силы и мужество в кулачок и вылезли-таки на какой-нибудь маркетплейс.
Вы - молодец! Самое простое позади 😁
Вы верно заполнили все регистрационные данные, разобрались с логистикой и опубликовали пару карточек с товарами. Что дальше? Дальше пассивно ждём заказов или активно, разбираясь в инструментах продвижения.
Если Вы нигде не поснимали "галочек", то о заказах Вам будут приходить уведомления:
- на электронную почту, в приложение и по смс - ОЗОН
- на электронную почту, в приложении и через ТГ-бот - Я.Маркет
Ура! Первый/ые заказ/-ы. Отгрузили. Когда же Вы увидите деньги?
ОЗОН
По стандартной схеме, которая подключается автоматически изначально, Озон выплачивает Ваш доход от продаж в два дня месяца:
- 15-ого числа приходят деньги за все заказы, ДОСТАВЛЕННЫЕ покупателям в период с 16 по 31 число предыдущего месяца.
- 25-ого числа приходят деньги за все заказы, ДОСТАВЛЕННЫЕ покупателям в период с 1 по 15 число этого месяца.
Естественно, если 15-е и 25-е выпадает на выходной или праздничный день, выплаты осуществляются в последний рабочий день ДО стандартных чисел выплат.
Совершенно не важны даты заказа и отгрузки. Начисление производится только после доставки покупателю.
Например, если заказ упал 28 марта, дата отгрузки назначена на 6 апреля (эта дата зависит от выбора удобной покупателю даты доставки), но заказ едет на другой конец страны, и обещанная дата доставки 16 апреля. В данной ситуации деньги за заказ войдут в выплату 15 мая.
Начисления происходят как со знаком "+" - это Ваш доход с продаж, так и со знаком "-" - это все Ваши платежи маркету. Именно эта схема начислений называется СИСТЕМА ВЗАИМОЗАЧЁТА.
В конечном итоге Озон перечисляет Вам ровно ту сумму, которую Вы смогли заработать с продаж. Из неё уже вычтены все платежи в пользу маркета: комиссия Озон, плата за доставку, эквайринг и стоимость услуг платного продвижения, если пользуетесь. Эти платежи всегда идут ДО или ОДНОВРЕМЕННО с начислением дохода. То есть сначала списывают с Вас, а потом "говорят "спасибо" " 😏
Это прекрасно работающая система взаимозачёта, которая облегчает жизнь всем, уменьшая количество счетов и лишних финансовых операций.
Может показаться, что это не удобно и, как минимум, некрасиво. Но, как показывает практика, это максимально комфортная схема. Это будет понятно после сравнения с Яндекс Маркетом, о котором ниже.
За всеми списаниями и начислениями Вы можете следить в режиме реального времени в рабочем кабинете во вкладке. Финансы - Начисления
Единственный негативный нюанс, который может возникнуть, - это Ваша задолженность в пользу маркета на конец месяца.
💼 На личном опыте: за 2,5 года работы на Озон и три магазина с небольшим оборотом всего 1 раз сложилась подобная ситуация. Две недели не было заказов, но с предыдущего периода подтянулись (так совпало по датам) 2 платежа в пользу Озон. И во вкладке Финансы - Баланс на сегодня висела сумма "-174 рубля".
Но на этот случай у Озон есть простая чёткая инструкция, что делать, с конкретными цифрами.
Если на конец месяца зафиксирована задолженность, то до 10-ого числа следующего месяца во вкладке Финансы - Документы - Счета на оплату появится счёт, который нужно оплатить в течение 7 календарных дней с момента выставления.
Если Вы оплачиваете со своего счёта, который прикреплён к Договору в настройках (Настройки - Договоры), то никаких дополнительных данных не нужно указывать.
Если оплачиваете с другого счета, то в назначении платежа указываете за какую организацию платите, номер договора и основание оплаты из счёта, номер и дату выставленного счёта.
И обязательно указываете 20% в графе "Ставка НДС". Вы тут ни при чём, даже если работаете по УСН. Это ставка, по которой работает Озон.
Важная полезность: если задолженность у одного Вашего магазина, Вы можете через тп «перекинуть» деньги с положительного баланса другого Вашего магазина.
Если есть задолженность, то отключаются платные услуги продвижения и доступ к изменению схемы выплат.
Если задолженность не погасить вовремя, Озон самостоятельно установит скидку на Ваши товары за Ваш счёт до полного погашения задолженности. Ну, или заблокирует магазин и обратится в суд.
Как можно изменить систему выплат
По прошествию некоторого времени работы у Вас появится возможность изменить график выплат. Вы увидите эту возможность во вкладке Финансы - Баланс на сегодня.
Могут быть доступны одна или сразу обе функции:
- Гибкий график выплат. Деньги падают на Ваш счёт в тот же день, когда осуществлена доставка заказанного товара покупателю, и этот факт "подтянулся" в систему. Подключается единоразово и работает либо до того, как Вы отключите самостоятельно, либо до того, как перестанете проходить по условиям, и Озон отключит сам.
- Досрочная выплата. Это "разовая акция" 😂. Если Вы жмякнете эту кнопку (а она доступна только в выше указанной вкладке) до 8-30 утра, то деньги Вам Озон переведёт в этот же день. Если после 8-30 утра, то на следующий. Если после 8-30 утра в пятницу или в предпраздничный день, то только на следующий рабочий день.
Доступ к услугам будет приостановлен, если есть задолженность в пользу Озон.
Конечно, это НЕ бесплатная услуга. Из бесплатного на Озон сейчас - только регистрация 😁
💼У меня в обеих услугах в магазинах, и на ИП, и на самозанятого, отображается идентичная комиссия - 2,19% от суммы перевода. Этот процент зависит от оборота магазина. Оборот менее, чем в пол-🍋, облагается самой высокой комиссией - 2,19%.
Ещё недавно эти услуги были доступны всем тем, кто:
- резидент РФ
- работает на Озон более 3-х месяцев
- имеет мало возвратов
- имеет основной счёт в любом российском банке
- имеет стабильный бизнес (вот тут карты не раскрываются, но есть внутренний алгоритм подсчёта)
Но 2 месяца назад Озон изменил п.4. И теперь нужно иметь основной счёт в Еком-банке, то есть в их банке.
💼Так как мы 3-4 раза в год пользуемся этой возможностью, мы вынужденно открыли счёт в Озон-банке и прикрепили его к Договору с Озоном. Делается это, кстати, через техподдержку (тема обращения: Финансы - Изменить банковские реквизиты).
В основном, возможности и комиссии Еком банка мало отличаются от возможностей и комиссий любого другого банка. Единственный сразу заметный "косяк" - деньги при переводах двигаются очень медленно. Не удобно, особенно если живешь в состоянии аврала.
Деньги по любой из схем могут не прийти, если:
- изменились реквизиты, а данные Вы не предоставили, или они ещё не подтянулись в настройках (это происходит не мгновенно после написания запроса в тп и их регистрацию обращения. Мы ждали больше недели);
- пятница, предпраздничный день, а Вы запросили досрочную выплату после 8-30 утра;
- затупил банк - да, такое тоже бывает. Редко, но бывает.
Все отчёты, закрывающие документы, акты сверки и т.п. - всё, что Вам понадобится для проверки, расчётов и отчётов, - всё это находится во вкладке Финансы - Документы.
Яндекс Маркет
На Я.Маркете возможно выбрать из нескольких вариантов временных интервалов перевода денег с продаж. Каждый раз меняя частоту выплат, работать она начинает с ближайшего 4-ого числа месяца.
Изменили 5 мая - заработает с 4 июня.
Как обстоят дела с финансами здесь?
Во-первых, Вы не сможете наблюдать в режиме реального времени почти ни за чем. Все данные отображаются с задержкой в день-два, а то и в три😐 Кое-что можно "подглядеть", сформировав отчёт, что тоже не мгновенно. Это очень неудобно. Уверена, что в будущем это изменится.
Во-вторых, комиссии по продажам Ваших товаров не списываются ни заранее, ни вместе с доставкой. Это происходит в конце месяца. А до этого момента Вам могут перевести полную стоимость товара, по которой его купили. И в конце месяца выставить счёт на сумму этих комиссий.
💼С минусом и красными предупреждениями мы оказываемся часто, так как продаж на Яндекс Маркете у нас в три раза меньше, чем на Озоне.
У меня в магазине на самозанятого и сейчас висит это красное предупреждение 😡
Я попыталась выяснить конкретную понятную информацию о том, когда в обязательном порядке необходимо оплатить, и что будет, если этого не сделать.
Создала обращение в техподдержку потому, что не нашла ответа самостоятельно. В одном обращении пришлось трижды перефразировать вопрос, но ответа я так и не получила.
Слово "ужасно" в конце беседы - это не моя инициатива. Каждый раз, чтобы закрыть обращение в техподдержку, нужно оценить качество ответа, выбрав из предложенных вариантов. "Ужасно" - это двоечка.
И раз уж я тут показала диалог, дорасскажу, чем это "ужасно" закончилось. Позвонили мужу на сотовый, спросили: "Что не так? Почему "ужасно"?". Ещё сказали, что создали обращение в моём кабинете и ждут ответа. Капец! Оказывается, тп Яндекс Маркета может создавать свои обращения в моих обращениях 😂😂😂 Сразу вспоминается "мой компьютер!" от Уральских пельменей 😁
Сабж: ответа на мой вопрос действительно пока нет. Сейчас как раз плотненько занимаются разделом "Бухгалтерия". Думаю, что и инструкции тоже дописываются. Как будет внятная информация, я обязательно в одном из следующих материалов об этом напишу.
Конечно, и про закрытие счетов одного магазина за счет второго-третьего история тоже пока умалчивает 😕
Вернемся к основному вопросу.
По частоте выплат - первая картинка очень лаконичная и понятная. Совсем бесплатных переводов на Яндекс Маркете нет. Это небольшая, но всё же дополнительная комиссия к основным: за обработку, доставку и т.д.
Во вкладке "Бухгалтерия" сейчас доступны 4 пункта.
1. Закрывающие документы. Здесь Вы можете посмотреть информацию по используемым платным инструментам - "Договор на продвижение". И инфу по комиссиям за осуществлённые продажи - "Договор на размещение".
Здесь же будет видна задолженность по магазину, если она есть.
Заказанный акт сверки во вкладке "Договор на размещение", когда будет готов, будет доступен при клике на иконку "квадрат с кружком" в правом верхнем углу. В выпадающем меню выбирайте "Ваши файлы".
2. Выплаты. Здесь в списке платежей Вы видите все осуществлённые в Вашу пользу денежные переводы, в частоте выплат - можете изменить частоту. А "отчётов" уже нет, они переехали, вкладка пока осталась.
Задолженность в пользу маркета видна и здесь. Но если у Вас 2 и более магазинов, может отображаться правильно, а может подтянуться инфа только по одному магазину. Надо проверять, в общем.
3. Деньги в оборот. Тут можно поклянчить деньги, если проходите по всем условиям. Но есть пункт "другие условия", который не объясняется, поэтому вряд ли пройдёт самозанятый и ИП с невысокими доходами.
4. Финансовые отчёты. По платежам (от маркета Вам), по стоимости услуг маркета (от Вас Маркету), по реализации товаров (в отчёте есть все передвижения заказанных товаров, включая возвраты и невыкупы), по заказам (чисто только по заказанным и выкупленным товарам).
❗Скаченные отчёты будут демонстрировать только нули, пока Вы не разрешите в Excel'е редактирование.
На что обратить внимание
Когда Ваш товар, купленный на Яндекс Маркете, доставили получателю, деньги маркетплейс переведёт на Ваш счёт в конкретное ближайшее число, согласно выбранному Вами графику выплат.
Но обязательно учитывайте, что дата доставки/самовывоза, которая видна во вкладке Заказы - Заказы и отгрузки, максимально редко соответствует действительности. Если у Озона в 90% случаев она верная, то у Я.Маркета что-то с ней не так.
За полгода нашей работы и все заказы с двух магазинов ещё ни разу доставка не уложилась в эту дату. Товар либо не был доставлен в эту дату, либо статус менялся с опозданием. А деньги, как и на Озон, перечисляются Вам только после доставки получателю и после обновления этих данных в системе.
Например, Вы получаете выплаты раз в неделю. Едет Ваш заказ к покупателю. В заказах указана дата 11 мая. И Вы рассчитываете на то, что 11 мая покупатель получит заказ, статус вовремя поменяется, и Яндекс Маркет переведёт денюжку за него 12 мая, согласно частоте выплат. Вот очень вряд ли. А даже если заказ доставят 12-ого, не факт, что система успеет передать данные в банк для выплаты.
Я это к тому, что не сильно рассчитывайте на эти суммы в конкретные числа. Планировать с Яндекс Маркетом пока не получается. Всё, что Вы заработали и Вам полагается, конечно, обязательно переведут. Но скорее всего не в тот день, который Вы вычислили, опираясь на информационные данные платформы.
Если попытаться сделать какой-то логичный вывод для этой статьи...
Конечно, Озон существует гораздо дольше Яндекс Маркета. Они на разных стадиях развития.
Система взаимозачёта есть на обеих площадках. Но на Озон комиссии вычитаются сразу, поэтому минусовой баланс крайне редок, а на Я.Маркете постоянно переводятся полные стоимости товаров, а потом на счету образуется минус. Так что если у Вас специфический товар не повседневного спроса, то велика вероятность, что Вы постоянно будете сражаться с ветряными мельницами красными предупреждениями.
💼18 лет назад я работала в компании, которая писала программное обеспечение, так получилось. Знаете, как тестируется новая прога? Пишется ПО, пишется инструкция к нему со всем стандартным, изначальным, очевидным. Потом внедряется. Им начинают пользоваться. В рабочем режиме вылезают баги, с ними обращаются к разработчику, баги фиксят, дописывают в инструкцию ещё информации. Продолжают пользоваться, опять баги, опять фиксят, опят дописывают инструкцию... И так по кругу, по кругу.
Сейчас у Яндекс Маркета стадия доработки админки по функциональности, активного дописывания инструкций.
Хотя Озон тоже что-то мудрит. Вот прямо вчера, 5 мая, прислал на почту опрос по известным мне финансовым инструментам. Значит, в скором времени нас ждут новости по этой теме и у них.
А система взаимозачёта хороша, если она работает правильно.
И ещё пара слов о предложениях, которые мелькают в финансовых разделах обоих маркетов а-ля "Выплаты ДО продаж", "Кредит на выгодных условиях для селлеров", "Деньги в оборот" и т.п.
Видите, задумываетесь, выгодно или нет, раздумываете, узнаёте о доступных условиях, тратите силы-время-нервы, решаетесь подать заявку... Хрен Вам! 😂
Как правило, тем, у кого оборот ДО полумиллиона, им ничего не положено. Потому что платежи будут автоматически списываться из Вашего дохода с продаж. Если оборот маленький, неоткуда списывать платежи. Это как с банками: по 20 звонков в день предлагают выгодные условия и умоляют взять кредит, но как только ты обращаешься - 100500 проверок и говорят, что ты "не достоин" 😂
Спасибо, что читаете и реагируете на статьи! Я стараюсь 😇
Если Вам интересно, как мы со своим "супер-огромным" производством в четыре руки решились продавать на маркете, можете почитать вот тут
На канале есть полезная информация для тех, кто только задумывается о бизнесе, для тех, кто уже начал осваивать маркетплейсы, и даже для тех, кто ищет, где бы найти денег на развитие дела.
Я всегда на связи. Анна