Найти тему

Какие ошибки допусткают студенты при написании ВКР или мой вопль: "устала писать и говорить одно и то же каждому!" (начало)

Оглавление

Здравствуйте, снова с вами Устинова Наталья Николаевна, зав.кафедрой физико-математического и информационно-технологического образования, заместитель руководителя технопарка универсальных педагогических компетенций Шадринского государственного педагогического университета.

В этой статье разговор пойдет вновь о выпускных квалификационных работах и курсовых проектах по теории и методике обучения информатике и физике. Обращаюсь в основном к студентам 4 и 5 курса, которые обучаются в институте ИТТЕН Шадринского государственного педагогического университета. Хотя, думается мне, что и другим тоже будет полезно почитать эту статью. Я прошла долгий и тяжелый путь в науке, являюсь ученицей Шамало Тамары Николаевны, доктора педагогических наук, профессора УрГПУ. Тамара Николаевна научила меня всему тому, что я знаю и умею, за что я очень благодарна ей! Знания и умения, которые я пытаюсь транслировать в этой статье, универсальны в том плане, что в любом вузе требования к ВКР и КР/КП примерно одинаковые, поэтому, дорогие мои читатели, читайте, мотайте на ус!

Изображение взято из группы https://vk.com/club203481649
Изображение взято из группы https://vk.com/club203481649

Сегодняшняя статья будет эмоциональной, предупреждаю заранее! Это связано со многими моими наблюдениями:

1) студенты почему-то считают себя очень хитрыми, они часто просто заказывают КП и ВКР за деньги и сдают этот БРЕД преподавателю. Почему "бред", спросите вы, а потому, что никто левый не сможет написать нормальную КП, если не заморочится в выяснении требований к КП, не послушает замечаний, не исправит их... Таких дураков мало! Они есть, но их мало! Это малое количество людей, которые нормально пишут работы, берут (или должны брать) БОЛЬШИЕ деньги. Не вздумайте платить деньги шарлатанам! Они сляпают нечто и умоют руки. А защищать чужую работу вам! Совет: пишите сами!

2) студенты почему-то решают однажды, что преподаватель тупой, тексты не читает и его можно взять измором, присылая раз за разом один и тот же файл. Хочу вас огорчить: я внимательно читаю тексты каждый раз! Если натыкаюсь на то, что вы по какой-то причине не исправили, прощаю эту оплошность один раз, на второй раз даже читать не стану, получите взрыв эмоций! В гневе я страшна! Лучше не проверяйте.

3) студенты почему-то решают, что чем позже сдать КП (ВКР), тем лучше. Ну, типа преподаватель будет поставлен в жесткие временные рамки и (куда ж он денется) допишет, исправит все сам. Не получится сделать такой финт ушами, даже не надейтесь! ЭТО ВАШИ ПРОБЛЕМЫ! Вас отправят в академ или отчислят! Мне за это ничего не будет!

Каждый год изо дня в день руководители ВКР говорят одно и то же студентам, толк почти нулевой! Очень много думала, пыталась найти выход из этой ситуации, даже вела группу в ВК, но, увы, это не сработало, студентам лень листать и читать множество постов, которые я написала ранее. Попробую обобщить все то, что я писала в группе "ВКР и КП сами себя не напишут!"

Итак, начнем, благословясь...

Организационные вопросы по КП (пока только к моим студентам):

1. По дисциплинам ТМОИ И ТМОФ вы пишите КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ, а не курсовые работы. На титульном листе это отмечайте. Кроме этого, от данного типа НИР студентов зависит результат и научный аппарат КП. Результатом должен быть продукт (методические рекомендации, серия конспектов, фрагментов уроков, сценариев, лабораторных работ)! Цель направлена на результат, поэтому это разработка ... (конкретного результата). Объект в КП будет аналогичен объекту ВКР. Предмет - это тема, но другими словами. Задачи формулируются из плана. Не забывайте, что во введении раскрывается тот же научный аппарат и та же логика, что и в ВКР: актуальность, формулировка темы, проблема, объект, предмет, цель, задачи, практическая значимость, структура. Но! Введение ВКР и введение КП - разные! Буду отслеживать!

2. КП состоит из параграфов (от 3 до 5).

3.Объем - 25-30 стр.

4.Уникальность текста - 60+

5.Количество источников списке использованной литературы рассчитывается по количеству страниц в КП (или ВКР). Не менее! Больше можно, меньше - строго нельзя!

В процентном соотношении литература не старше 5 лет должна составлять не менее 30%, не старше 10 лет - не менее 45%. Вы все математики, думаю, что сможете просчитать самостоятельно количество.

Вот сейчас уже ко всем:

Курсовая работа, курсовой проект - это учебно-исследовательская работа студентов. Тексты должны быть написаны научным стилем! Что такое научный стиль? Давайте разбираться...

Научный стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая применяется в сфере науки с использованием терминов, абстрактных слов и сложных синтаксических конструкций (Источник).

Основная языковая особенность научного стиля речи — тяготение к нормированной речи, что объясняется информативной функцией текста, который должен быть ясным, логичным, точным и объективным. Следует помнить, что читатель должен получить достоверные данные о понятиях, закономерностях и фактах, а также идеях, методах, приемах и других видах информации, представленной в том или ином тексте.

Цель текста в научном стиле — корректно отразить процесс и результат исследовательской деятельности.

Задача - передать структурированную и логически выстроенную информацию.

Основные особенности научного стиля, которые свойственны работам вне зависимости от характера науки (точной, естественной, гуманитарной) и разновидности жанра (доклад, статья, учебник, монография и пр.):

  • монологический характер речи (от одного лица);
  • строгий отбор языковых средств;
  • использование специальных терминов;
  • включение сложных синтаксических конструкций для выстраивания упорядоченной связи.

Остановлюсь на последнем пункте, т.е на понимании построения повествования с точки зрения нашего родного русского языка, ибо наболело!

Я всегда очень огорчаюсь, когда понимаю, что студент не знает норм и правил русского языка. Я не могу себя причислить к знатокам великого и могучего, но как минимум любителем и ценителем русского языка себя считаю.

Как можно работать над собой, повышать собственную грамотность?

Необходимо много читать, я, например, предпочтение отдаю классикам художественной литературы. Очень люблю произведения Федора Михайловича Достоевского, с удовольствием читаю сатирические рассказы Михаила Михайловича Зощенко, невообразимый восторг вызвала у меня драматургия Владимира Владимировича Маяковского, про Михаила Юрьевича Лермонтова и говорить нечего, его произведения со школьной скамьи обожаю, часто перечитываю и цитирую наизусть. Перечислять любимых мною классиков литературы могу часами, рассказывать о произведениях, которые произвели на меня неизгладимое впечатление - сутками. И да, я не литератор, просто в моей семье книга - это самое замечательное времяпровождение и лучший подарок. Но сейчас не о том, какая я, а о том, что, дорогие студенты, классиков надо не только почитать, но и перечитать, а то и просто прочитать! Грамотнее будете писать!

Классики художественной литературы - это прекрасно, но, дорогие мои, надо бы почитать и классические научные работы педагогов, методистов и психологов. Моими настольными книгами по педагогике являются учебники педагогики Ивана Павловича Подласого и Павла Ивановича Пидкасистого. Очень нравятся учебники Володара Викторовича Краевского, Андрея Викторовича Хуторского и Владимира Ильича Загвязинского

Очень люблю вот эту книгу, очень-очень советую:

Читайте и будет вам счастье!
Читайте и будет вам счастье!

Мои студенты знают, что я очень не ровно дышу к учебникам Михаила Викторовича Гамезо. Постоянно обращаюсь к атласу по психологии, книга, уже, что называется, видавшая виды, лежит на рабочем столе. Оттуда я почерпнула много нового и интересного для своей работы. Любовь к произведениям этого автора привила мне моя коллега, мой учитель - Телеева Елена Викторовна. Мы работали с ней в связке, она читала педагогику, я - методику. Очень грустно сейчас без нее и мне, и моим студентам!

Часто, еще будучи студенткой, я слышала от своего преподавателя по психологии Валентины Васильевны Гагай, что знание психологии - это основа не только нашей работы, как педагогов, но и по жизни! Действительно, мне легче понимать людей, справляться с трудностями, чем многим, кто не знает и не понимает психологию, спасибо моим педагогам за это! Советую читать учебную литературу по психологии. Очень неплох учебник  Роберта Семеновича Немова, например.

Дорогие мои студенты! Если будете много читать, будете а) много знать; б) чувствовать родной язык; в) будете с пользой проводить свободное время; г) при чтении научной литературы увидите, как писать научные тексты; д) заразите своим примером молодое поколение... Читать - это здорово! Читайте!

О чем бишь я... А, о великом и могучем Русском языке! Возвращаемся к научному стилю.

Есть морфологические особенности научного стиля. Для тех, кто в танке (к СВО это не имеет никакого отношения, так я называю тех, кто по каким-то причинам не помнит школьного курса русского языка): морфология - раздел лингвистики, изучающий слова с точки зрения отнесённости их к определенной части речи (источник).

Если рассматривать с этой точки зрения научный стиль, то можно выделить следующие особенности:

  • Почти полное отсутствие глаголов в 1-м и 2-м лице единственного числа. Пример — думаю, думаешь.
  • Частое использование отглагольных существительных. Они помогают правильно отразить рассматриваемые в статье процессы и явления. Пример - анализ, расхождение, развитие.
  • Малое количество прилагательныхИспользуются только в составе терминов, имеют узкоспециализированное и очень точное значение.
  • Отсутствие восклицательных частиц и междометийВ научном стиле раскрывается суть явления и его связь с другими явлениями.
  • Широкое применение цепочек слов в родительном падежеПример — «Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома». Все существительные, начиная со 2-го, здесь представлены в родительном падеже.
  • Отсутствие жаргонизмов, эпитетов и художественных определений.

Продолжаем разговор о русском языке, сейчас очередь синтаксиса. Для тех, кто в танке: синтаксис, это раздел лингвистики, который изучает строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах (источник).

В научной речи активно используются сложные предложения, в первую очередь сложноподчиненные. В них есть основная и придаточная часть. Они соединяются общеупотребительными (поскольку, потому что, так как, оттого что) и книжными союзами (ввиду того что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что).

Основные черты научного стиля в вопросе синтаксиса следующие:

  • В тексте чаще встречаются придаточные причины и условия, поскольку они помогают отразить причинно-следственные связи и условные отношения между видовыми и родовыми понятиями, доказательствами и выводами.
  • Основная часть сложноподчиненных предложений (СПП) часто имеет ослабленное значение, т. е. выражена одним словом: полагаем, представляем, считаем. Это неопределенно-личные предложения.
  • В составе многих СПП есть также безличные предложения («известно, что…»), определенном личные («рассмотрим проблему…»).
  • В текстах не используются восклицательные предложения, поскольку они более характерны для эмоциональных выражений.

Следующий раздел лингвистики, который имеет значение с точки зрения написания научного текста - лексикалогия, т.е. раздел, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.

В научном стиле для этого широко применяются имена существительные, причем в их прямом значении. Это различные абстрактные слова и термины, которые делятся на 3 категории:

  • нейтральные — часто используются во всех стилях (большой, белый, пять, десять, происходит, идет и пр.);
  • общенаучные — встречаются в разных областях науки (градус, сила, центр, энергия и пр.);
  • узкоспециальные — применяются в конкретной области науки.

В научном стиле нельзя использовать лексику экспрессивно-эмоционального характера. В качестве примеров можно привести слова «восхитительный», «воодушевить», «презираю», «сыночек». Кроме них, под запрет попадают эпитеты, метафоры, художественные сравнения и гиперболы.

Специфические черты научного стиля

Логика изложения. Это позволяет добиться последовательности изложения.

Точность. Научный стиль речи приветствует объективность в фактах. Необходимо приводить теории и законы, эксперименты и их результаты, основанные на достоверных данных. Для этого часто прибегают к цитированию.

Отвлеченность и обобщенность. Если используется какое-то слово, то оно обозначает не единичный предмет, а общее понятие.

Продолжение следует ...

Уважаемые студенты! Подписывайтесь на канал Яндекс.Дзен технопарка универсальных педагогических компетенций, и будет вам счастье!

При подготовке материалов были использованы:

Основные особенности научного стиля речи

https://russkiiyazyk.ru/stilistika/nauchnyy-stil-rechi.html