Привет! Я давно не появлялась на дзене и прерываю молчание своими впечатлениями о книге прот. Игоря Прекупа «Словеса от кадила».
Кратко о книге
О чем книга: о жизни и смерти, о грехе, страстях и как с ними бороться (хотя бы попытаться) и, конечно, о вере
Для кого книга: для новоначальных и не только (наверное, все-таки желательно хотя бы раз прочитать Евангелие, потому что автор приводит много цитат); для тех, кто хочет больше узнать о буднях священника; для тех, кто хочет поглубже изучить чин отпевания
Сложность для понимания: 2,5 из 5. Книга написана современным языком, но, как я уже сказала, без знакомства с Евангелием некоторые моменты могут быть непонятными
В тг-канале уже поделилась, что, прочитав аннотацию на сайте интернет-магазина, ожидала от книги легкости и занятности, но нашла в ней гораздо больше. Вот та самая аннотация:
Рассказы о священнических буднях, размышления о церковной повседневности — один из самых живых и востребованных жанров православной прозы. К этой же категории произведений можно отнести и книгу, которую вы держите в руках. Только вот повествователем в ней является не сам священник, а его старое кадило, путешествующее вместе с хозяином по грустным и радостным страницам пастырской жизни...
В самой же книге есть еще одна аннотация, с внутренней стороны обложки. Она уже довольно точно передает, что читатель найдет в книге. Приводить ее не буду, просто потому, что этот пост и будет своеобразной аннотацией. Ну, только от меня.
В первой главе читатель знакомится с кадилом — нашим повествователем. Очень важно, что кадило — именно повествователь, знающий о персонажах, среди которых оказывается, кажется, даже больше, чем они сами. Это кадило — требное, то есть его берут на требы — заказные службы, в основном на кладбище. На отпевании-то и побывает читатель вместе с батюшкой и старым кадилом.
Хочу остановиться на одной цитате, которая мне очень понравилась. Кадило рассказывает, что в прежние времена батюшка засыпал в него ладан, на который хватало денег, под кодовым названием «Смерть духам и старухам» 😁 (простим же кадилу немного черного юмора, да?). Название такое, потому что ладан при тлении источал не самый приятный запах, однако «многие люди, вдыхая этот "аромат", совершено искренне умилялись». Кадило объясняет:
Это Господь давал им переживать в душе благоухание вечной жизни <...> Ведь душа радуется чувствам. Она переживает приятный вкус, запах, форму... Но Господь благодатью Своей может опередить ощущения: благодать коснется души прежде, чем та воспримет объективную информацию, доставляемую от соответствующих рецепторов, — и, к примеру, созерцая весьма неказистую с точки зрения письма, но намоленную икону, душа воспримет ее внешние черты через то самое благоухание Царства и почувствует в себе такую же радость, как если бы оказалась перед шедевром. <...> Она [икона] и в самом деле красива, но красотой внутренней.
Ведь и правда, мы же иногда по милости Божией видим красоту в тех вещах, в которых ее вроде бы объективно нет. А это благодать нашей души коснулась... Слава Богу!
Каждая из следующих глав книги посвящена отдельной смысловой части чина отпевания. Для меня все было ново, так как я не была на отпеваниях. Можно даже сказать, что в книге истолковывается эта служба. С сокрушенным сердцем кадило рассказывает нам, как и почему менялись тексты богослужения, о суевериях и поведении постсоветских граждан на похоронах и о том, как все-таки мелькает лучик надежды. Куда же без него!
Основная тема размышлений дает всем нам утешение:
Мы прячем под землю тело. Оно умерло, и мы его убираем, прячем, хороним. А человека мы не хороним, человека мы — провожаем. Смерти нет...
Оказывается, несмотря на упоминания всех неприглядных спутников смерти: тления, костей, смрада и т. д. — молитвословия отпевания посвящены воскресению. Священник, а вместе с ним и родные умершего молят Бога о том, чтобы душа их любимого человека упокоилась в Царстве Божием и потом воскресла для вечной жизни в радости.
Что нужно для этого? И на этот вопрос кадило дает ответ (вот какое умное). Меня всегда трогают слова «Яко разбойник исповедую Тя...», а в книге целая глава посвящена даже не покаянию, а покаянному вздоху разбойника, висевшего на кресте справа от Христа:
Во Царствии Твоем, егда приидеши, помяни нас, Господи!
О вера, покаянии, деятельной любви рассуждает кадило, призывая нас задуматься о том, что мы вкладываем в свои дела, слова и помышления. Действуем ли мы сообразно Евангелию, то есть евангельскому образу Иисуса Христа — Канону жизни, или как разбойник слева упиваемся тем, что не зря прожили жизнь, ведь все равно конец один?
Я бы могла еще долго приводить цитаты и комментировать их (подчеркнула полкниги), но мне кажется, будет лучше познакомиться с этой небольшой, но замечательной книгой самостоятельно. Каждый найдет, о чем задуматься.
Вместо заключения хочу приложить историю владыки Антония Сурожского, которую вставляет в свою книгу автор: