Поздравляю всех друзей, подписчиков, и читателей С праздником ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне!
Когда говорят про этот праздник, я всегда вспоминаю деда, с которым мы жили. Его звали Кочуров Василий Павлович. Он родился в 1908 году. В 18 лет его женили на нашей бабушке Анне. Сосватали. Нужна была работница в дом. И они через 50 лет отметили благополучно даже Золотую свадьбу. На свадьбе было очень много гостей, а это всё наши самые близкие. )
Он в самом расцвете лет, когда уже было несколько детей, а ему немного за 30, ушёл на войну... Бабушка с 5 детьми осталась одна... Среди них был один мальчик - это мой папа 1939 года рождения. Одна девочка умерла от голода в 12 лет... Бабушка всю жизнь молилась за неё. Я видела и слышала это.
По рассказам в нашей семье нам рассказывали, что деда несколько раз ранили на фронте. Его ложили в госпитали в Ленинграде на Крестовском острове, был он и в Бессарабии (сейчас это часть Молдавии и Украины), лежал и у нас в Кирове, в госпитале. И если его везли через Киров куда-то, бабушке сообщали каким-то образом через знакомых, и она бежала на вокзал к поездам повидать его. До вокзала сейчас мы едем минут 30, а пешком... я даже и не ходила.
Последний раз его ранили очень сильно, еле выжил. Ногу хотели отнять, была гангрена. Он подумав, сказал, что нет, кому я нужен дома без ноги... Только сыну обуза... Будь, что будет...
Ногу оставили, резать не стали, а дед пошёл на улучшение. Справился организм. Видимо ещё молодой был.
Многие не вернулись тогда. В деревне тогда завидовали тем, у кого мужик есть в доме.
В 1947 у бабушки с дедом и ещё дочь народилась.
Жили в двухэтажном доме, где низ был каменный, а верх деревянный, бревенчатый. Но дом-то был уже старый, достался в наследство от прадеда ещё наверное. И задумали они новый сруб поставить, и только не в 2 этажа! Поставили дом в 1 этаж, который и сейчас стоит с 1965 года. Бабушка всегда ругалась на эти 2 этажа. Говорила, что дети маленькие растут, могут упасть вниз, надо их караулить. А прибираться на 2 этажа, бегать в ведром и тряпками. И даже просто то вверх, то вниз надо по этой лестнице... А если уж у кого ноги заболят, старикам, так и лишний раз и не пойдёшь наверх.
В тот год папа мой женился на маме, это был 1965-й. И начали новый дом возводить. На следующий год и я родилась. Здесь на фото мне где-то наверное до 1 года. Меня дедушка держит на руках на фоне строящегося дома. Там видно сруб, который обшивали доской.
Сейчас дом выглядит так:
Вот этот дом стоит с 1965 года. Я появилась чуть позже.
Деревня находится рядом с городом. Бабушка была благодарна деду, что он привёз её жить близко к городу. У неё была корова, и бабушка ходила в город продавать молоко на рынок. Она всегда говорила, что если бы не корова, им бы не выжить. До города было несколько километров, но это считалось близко. Она нагружала себя через плечо бутылями с молоком и шла...
Дед пришёл с войны, начал работать в колхозе. Раньше при каждой почти деревне была ферма и конюшня. Вот дед и устроился туда. Ферма была в конце деревни. Ему дали лошадь, на которой он ездил, (ещё помню сама) на мелькомбинат за силосом. Силос клали коровам на ферме. Он уезжал рано утром на телеге, запряжённой лошадью, в которой стоял такой короб без дна - ящик. Возвращался обратно к обеду.
А у нас деревня стоит на возвышенности. И мы ждали его, когда он уже появится вдалеке. И только увидим, бежим ему навстречу, сломя голову! Только ветер в ушах стоит! ) Нам с сестрой хотелось с ним рядом посидеть, прокатиться на телеге, как взрослым. А он, кроме силоса, в ящик на телегу закидывал то арбуз, то книжки красивые детские, то конфетки - сосунчики (момпасье?) купит. И нас угощал. Но мы были рады просто от того, что встретили его. А если и ничего не было, то мы не думали об этом. )
Он нас очень любил, а мы его. Кстати, на лошади и огород пахали.
Что-то вот типа этого выглядела телега, только ящик был подальше, потому что тут дед сидел, держал упряжку.
Нашла разные телеги, когда они без яшика сверху.
Так и бегали мы встречать деда. А на телеге как трясёт, когда по камням особенно едешь. Колёса-то деревянные.
Потом ферму убрали. Город стал расти, приближаться к деревне. И стало уже видно большие дома на горизонте.
Ещё года 2 назад было так:
Сейчас уже на месте синего дома проходит дорога, и ходят рейсовые автобусы. Стройка идёт впритык к деревне.
Дед перестал работать. Возраст уже был пенсионный. Подкатился юбилей 70 лет. Решили всех пригласить. Родня огромная. И с бабушкиной стороны, и со стороны деда, да свои дети семьи увеличили.
За праздничным столом говорили много поздравлений, было много и воспоминаний. Воспоминания с поздравлениями зачитывались и в стихах... Говорилось о том, что он и войну пережил, и родители ушли, и... Дедушка не выдержал. Его парализовало...
Бабушка никогда не сдавалась. Она ухаживала за ним. Деду в доме отгородили комнатку со входом с кухни. И в доме ещё мы жили с сестрой, и с папой и мамой. Позже уже квартиру в городе получили от завода, где мама работала.
Бабушка кормила деда с ложки, даже закуривала ему сигарету. А курил он, как мне помнится, Приму. Или ещё помню, самокрутки с табаком. Дым был, что мы задыхались от едкого запаха. Но ничего, это же дед, воевал, пусть курит. Потом он и курить не стал просить. Так он прожил, если можно так сказать, 9 лет. Бабушка всё с ним. Но мы никогда не слышали от неё ни слова жалобы... Она стирала пелёнки, сушила, и опять стирала. Летом ещё ничего, на улице можно постирать и развесить. А вот зимой приходилось в доме стирать. О памперсах тогда и речи не было. Их не было. Не знаю, как она и справлялась.
Потом дед ушёл... Остались медали, добрые воспоминания о нём, о чём и хотелось поделиться с вами. А бабушка, она постарше деда была на полгода, прожила до 92 лет. Слегла она только за 3 дня до смерти. В своём уме и доброй памяти, как она и просила у бога. Как бы приболела. Но нам было уже понятно...
Как же не вспоминать такое в День Победы? Помним, скорбим, чтим, уважаем... Это было в нашей семье, в моей семье.